вокзал сухум
Железнодорожный вокзал Сухума (Railway station Sukhum)
Сухум: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Сухуми
- Куда сходить
- Достопримечательности (15)
- Пляжи (8)
- Водопады (1)
- ЖД вокзалы (1)
- Заповедники (1)
- Мосты (1)
- Горы (1)
- Музеи (1)
- Храмы, соборы, мечети (1)
- Театры (2)
- Замки, дворцы (1)
- Галереи (1)
- Забронировать отель в Сухуми
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Сухуми
- Советы о Сухуми
- Вопрос-ответ
Автобус | ост. «Вокзал», № 1 |
Троллейбус | ост. «Вокзал», № 1, 3 |
Маршрутное такси | ост. «Вокзал», № 1, 12 |
Ж/д вокзал Сухума — транспортный узел железных дорог Абхазии, памятник истории и архитектуры.
Впервые железнодорожное сообщение появилось в этих местах в 30-х годы XX века. В 1942 году было открыто движение между Сухумом и Адлером. Однако в годы Великой Отечественной Войны вокзал использовали как оружейный склад. В смутное послевоенное время здание стояло заброшенным. Полноценно эксплуатироваться станция Сухума начала только в 1949 году, когда ее взяла под свое крыло Закавказская железная дорога.
К 1 декабря 1951 года на месте старого здания закончилось строительство нового сухумского вокзала. Проект был выполнен архитекторами Лолой и Леваном Мушкудиани.
Это характерный сталинский ампир, который в те годы был очень популярен. Стиль отличает величественная архитектура, богатая лепнина и красивая отделка в целом. На момент создания новый вокзал в Сухуми мог считаться очень крупным — его помещения и платформы вмещали до тысячи человек. Внутри вокзала разделили пассажиров пригородных и дальних поездов, сделав для них разные залы ожидания. В этом проекте впервые в СССР сделаны перронные выходы, что потом стало традиционным при проектировании вокзалов и станций. Внешняя облицовка вокзала выполнена мраморной и гранитной плиткой, деревянные части (в основном окна и двери) — из дорогих пород дерева.
Жизнь еще не раз вносила коррективы в работу этого вокзала, но и по сей день он остается одним из красивейших архитектурных памятников Абхазии.
Расписание ж/д вокзала Сухума в 2019 году
Вокзальный комплекс Сухума, помимо основного здания, имеет три платформы. В настоящий момент отсюда идут поезда в двух направлениях — Москва и Санкт-Петербург. Расписание движения поездов здесь очень зависит от сезонности. Узнать актуальную ситуацию всегда можно на онлайн-табло сервиса Яндекс. Расписания.
Купить билет c ж/д вокзала Сухума
После военного конфликта 1992 года из инфраструктуры на вокзале остались только железнодорожные кассы — они расположены теперь в небольшом здании рядом с основным зданием вокзала. Здесь можно приобрести билеты, если вы находитесь в Сухуме.
Но планируя поездку заранее, существует удобная возможность приобрести билеты онлайн. На данном участке железных дорог сейчас осуществляет перевозки только компания ОАО «РЖД». Поэтому билеты можно купить обычным способом, воспользовавшись онлайн-продажей. Это доступно на сайте Туту.ру и официальном сайте РЖД.
Основные направления
До военных действий 1992–93 года в Абхазии вокзал Сухума принимал и отправлял множество поездов. В расписании значилась Москва, Тбилиси, Ереван, Батуми, Ростов-на-Дону, а так же электропоезда. Военный конфликт полностью закрыл движение на железных дорогах региона.
Первые поезда стали появляться только в 2002 году. Эти были электрички в сторону Сочи. В 2004 году вокзал удалось немного восстановить. С сентября 2004 года начали курсировать некоторые поезда, однако по большей части вокзал все еще находится в запустении — от былого величия почти ничего не осталось.
Поезд из Сухума в Москву имеет четкое сезонное расписание. В летний период он курсирует ежедневно, в зимний период — через день.
Из Сухума в Петербург напрямую можно добраться только в теплый сезон (со второй половины весны до середины октября). Состав курсирует через день. Время в пути 56 часов, прибытие на Московский вокзал.
В летний период между Сухумом и Ростовом-на-Дону курсирует несколько поездов. В зимний период добраться можно только на московском поезде. Время в пути 16,5 часов.
В летний период из Сухума в Белгород можно доехать напрямую. В зимнее время придется делать пересадку на станции Россошь.
Расстояние между Сухумом и Адлером совсем невелико — около 5 часов пути. Какое-то время на этом участке работали электрички, однако сейчас можно добраться только на поезде дальнего следования.
Из Сухума в Воронеж можно добраться без пересадок в течение всего года. Время в пути около 30 часов.
Из Сухума в Краснодар можно доехать на московском поезде — он всегда делает остановку в этом городе. Время в пути 12 часов.
Ж/д вокзал Сухума (видео)
Как добраться до ж/д вокзала Сухума
Железнодорожный вокзал находится в северо-западной части города по адресу: улица Дзидзария, 81.
Около вокзала есть остановка общественного транспорта с одноименным названием. Здесь останавливаются:
От вокзала можно дойти пешком до главной набережной — это около 3 километров.
Возможно также заказать местное такси, чтобы добраться до ж/д вокзала. Например, обратившись в одну из фирм: Такси GT или Гаруда-Экспресс.
Обратите внимание, что камер хранения и всех прочих привычных для нас теперь благ на вокзале сейчас нет. Бывалые путешественники рекомендуют: если вы приезжаете на сухумский вокзал, договоритесь с той базой отдыха или гостевым домом, куда вы едете отдыхать, чтобы вас обязательно встретили.
Площадь около ж/д вокзала Сухума — панорама Google Maps
Вокзал сухум
В свете того, что в январе защищать диплом, сейчас очень много работы над ним. Поэтому немного выбиваюсь из графика и не успеваю вовремя публиковать отчеты. Но лучше поздно, чем никогда, поэтому сегодня выкладываю описание небольшой прогулки во время нашего сентябрьского путешествия в Абхазию. Даже с 2 прогулок, ведь в 1 день после приезда мы прогулялись до ж/д вокзала и поездов, а через пару дней вернулись и с башенки под звездой на закате поснимали снова окрестности города Сухум и собственно закат.
Под катом много фотографий поездов, ж/д полотна, ж/д вокзала и с его крыши.
Напомню, что в свое время я уже выкладывал отчет с этого места — см.ссылку — http://alexdoomer2009.livejournal.com/60968.html про поезда и http://alexdoomer2009.livejournal.com/61213.html про вокзал. Однако мы вернулись в Абхазию с новой фототехникой, чего бы не посетить еще раз, в перерыве между отдыхом на море и в тени парков. Сказано — сделано, мы уже идем через дачную часть города Сухум в сторону вокзала. Уже вскоре мы добираемся до железнодорожного полотна и видим первые подвижки в сторону к процветанию — между двумя сторонами ж/д на основе старого сделали новый красивый мост аля «трубопровод». Сначала мы хотели двинуться по нему, но поняли, что он ведет далеко дальше от жд на ту сторону, поэтому обошли и спустились дедовскими путями. И вот мы уже идем мимо разрушенных зданий по ремонту поездов, впереди появляются несколько заброшенных поездов, просто вагонов, были и товарняки, багажные вагоны, вагоны-рестораны. На самом деле не так уж и много — походу некоторые отогнали, однако еще много стоит на путях. Корпуса многих уже начинают ржаветь и разваливаться, заглядывали внутрь нескольких плацкартов — сильно побитые, растасканные на металлолом, фотографии не буду выкладывать, немного не впишутся в яркий солнечный отчет) В целом — в такую погоду прогуляться было отлично, но было ужасно жарко. Еще на территории растет много кустов ежевики (?), очень колючей. Итак, фотографии с поездов:
1. Попав на железнодорожное полотно и пройдя заброшенные цеха, мы видим такую картину. Слева рельсы уходят вдаль по направлению в сторону Нового Афона, справа стоят забытые поезда.
2. Подойдем поближе к одному из поездов, внутри — типичные плацкартные. Бурная растительность проросла вагон изнутри и бьется наружу из окошка двери. Изощримся, наклонимся и сделаем такой вот кадр «взгляд снизу».
3. На земле у рельсов находим привет из советского прошлого.
4. Пройдем дальше, на другой стороне уже видны дома близ ж/д станции. Первые два — жилые, третий — либо недостроен, либо заброшен.
5. 19-местный вагон.
6. Идем дальше. А в этом вагоне — 54 спальных вагона и 81 для сидения.
7. А вот и вагоны товарняков, также часто встречаются мачты ЛЭП и другие железнодорожные вышки.
8. Когда мы проходим вдоль всех поездов в сторону от центра города, становится виден вагон с краном для погрузки и разгрузки путевых материалов.
9. В некоторых местах корпуса вагонов значительно повреждены временем.
10. Железная дорога, уходящая вдаль.
11. Встречаются и цистерны, номер на одной из цистерн на фоне зеленеющей травы.
12. Пойдем обратно, в сторону вокзала. По пути продолжаем фотографировать.
13. Заглавная фотография.
После того, как осмотрели поезда на путях — обошли основную их часть, вернулись к самому зданию вокзала, которое вы увидите на фотографиях. Приведем сначала краткую историческую справку:
«Железная дорога пришла в Абхазию в начале 30-х годов XX века. В 1940 году был открыт участок от станции Ингири до Сухуми (с веткой на Ткуарчал), а в 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году и вошла в состав Закавказской железной дороги. Современное здание вокзала было построено в середине 50-х годов XX века. В начале 1992 года через станцию Сухум курсировали поезда: № 13/14 Москва — Тбилиси,№ 35/36 Москва — Цхалтубо,№ 47/48 Москва — Батуми,№ 51/52 Москва — Сухуми,№ 55/56 Москва — Ереван,№ 121/122 Москва — Сухуми,№ 183/184 Ростов-на-Дону — Ереван,№ 207/208 Киев — Тбилиси,№ 265/266 Москва — Ереван,№ 267/268 Москва — Тбилиси,№ 545/546 Санкт-Петербург — Сухуми,№ 587/588 Сочи — Ереван,пять пар пригородных поездов до Сочи,две пары пригородных поездов до Ткуарчала.
В результате вооружённого конфликта 1992—1993 гг движение по станции Сухум было полностью прекращено. После прекращения боевых действий станция обслуживала только две пары пригородных поездов: Сухум — Псоу (российско-абхазская граница), Сухум — Очамчыра.
5 декабря 2002 по мосту через реку Псоу прошел электропоезд Сухум — Сочи. В 2004 на участке Абхазской железной дороги (от Псоу до Сухума) начались полномасштабные восстановительные работы, производившиеся силами российских строительных организаций. На период производства ремонтных работ движение электропоездов было прекращено. 10 сентября 2004 года по Абхазской железной дороге прошёл первый поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухум — Москва[2] (от станции Весёлое до Москвы эти вагоны шли в составе скорого поезда № 75/76). Одновременно с этим возобновилось движение электропоезда Сочи — Сухум. По состоянию на лето 2010 года станция Сухум обслуживала 1 пару поездов № 627/628 сообщением Москва — Ростов-на-Дону — Сухум[2] (3 прицепных вагона к поезду № 75-76 «Адлер-Москва»).» (источник)
Итак, мы подошли к зданию вокзала. За два года, что нас тут не было, тут ничего не поменялось. Внутрь главного зала ожидания мы не пошли — во-первых, оно было заколочено, а единственный залаз поражал уровнем своей «чистоты». Поэтому мы решили сразу двинуть на крышу на шпиль, зайдя внутрь и поднявшись в полной темноте по нескольким лестницам, пройдя несколько переходов, мы оказались на первом ярусе крыши. Тут можно отдохнуть, насладиться видами на город, тут много места, красивое оформление потолков, центральной части низа шпиля. Но нам хотелось большего, и вот мы уже ползем выше, по следующим лестницам. Таким образом мы добрались до ротонды на крыше. Она оказалась вся увешана антеннами и оборудованиями, а также был облом в том, что до звезды достать невозможно — это же не Котельническая высотка=) Ну да ладно — еще оказалось, что с обратной стороны вокзала припаркована милицейская машина, поэтому мы решили особо не палиться и долго там не торчать. Снизу пробыли подольше. Стало понятно, что половина вокзала сгорела капитально — рухнула крыша и перекрытия, а вот вторая сохранилась поцелее, но сверху по крыше и чердаку я ходить бы точно не стал. С другой стороны вокзала виднелась еше одно пространство за красивыми колоннами, мы его запомним, но вернемся попозже, уже в другой день, когда будем снимать закат.
14. Здание вокзала — взгляд со стороны железной дороги. Несмотря на типичность архитектуры того времени, мне это здание нравится. Как нравятся и здания Речного вокзала в Москве, павильонов ВВЦ похожей архитектуры и многие другие. Пальмы также радуют глаз москвичей)
15. А вот и фотография нового перехода, который был реконструирован совсем недавно.
16. Еще немного фотографий площади перед вокзалом. Особо внимательные заметят в кадре не только пальмы, но и маленькую собачку.
17. Теперь обойдем вокзал кругом, попутно полюбовавшись колоннами по бокам от бывшего главного входа. А вот и он. Раньше люди покупали билеты в кассах внутри вокзала, отдыхали в залах ожидания, в цивильных условиях. Теперь билетные кассы ютятся в маленьком здание с другого края, там можно купить билет только на пару единственных поездов. Кстати, реставрация этого вокзала давно в планах, но на сентябрь 2011 конкретно в самом здании ремонт не начался.
18. Преодолев сырой и грязный первый этаж и поднявшись по узким и старым лестницам, мы оказываемся на 1 ярусе крышей под колоннами. Сделаем отсюда первый кадр в сторону гор. На переднем плане привокзальная площадь, сюда приезжают все маршрутки и автобусы, которые едут в Сухум из других городов. Прямо по центру виднеется пешеходный переход — заходить в него я бы не советовал. По бокам отнего стоят два пятиэтажных советских дома — на них сохранились типичные вывески того времени «Трикотаж» и «Промтовары». Вдали виднеются пригороды Сухума и горы.
19. Оглянемся на шпиль со звездой. Кадр лучше будет далее с вечерней вылазки.
20. Псевдопанорама в сторону железнодорожной станции «Гума» и центральной части города Сухум — по центру справа. Погода просто отличная! Спереди виднеется полностью выгоревшая часть вокзала с рухнувшей крышей.
21. Попытка сделать кадр в ротонде под шпилем со звездой. Почти на каждой колонне установлен кронштейн для антенн сотовой связи.
22. Спускаемся вниз и идем на улицу — сделаем теперь кадр вокзала с северозападного угла. Ранее двери справа были открыты и можно было запечатлеть остатки советской лепнины на потолке (см.прошлый отчет). Теперь все заколочено — оно и к лучшему. Над дверьми висит картинка с поездом. Кстати на вокзале видна надпись «Сухумский вокзал», а с другой стороны написано «Авокзал» (как и многие другие названия).
На этом наша прогулка в этот день продолжилась, но это уже совсем другая история=) Через несколько дней мы вернулись к вокзалу на закате — при том мы вроде бы верно рассчитали время, но троллейбус (кстати в Абхазии появились новые и очень красивые оранжевые троллейбусы с электронным таблом) немножко припоздал и мы соответственно тоже. Прибыв к месту, мы увидели, как солнце стремительно начинало прятаться за горизонтом. Поторопившись, мы все же успели подняться к шпилю и заснять город и вокзал в вечерних красках, когда солнце скрывалось вдали.
23. Шпиль еще раз. Теперь уже на фоне неба в вечерних сумеречных красках.
24. Сделаем кадр из пространства с колоннами, где стоим мы на другое похожее, но без шпиля с другой стороны вокзала. Позже мы пройдем туда по крыше. Кстати чего особо бы делать не советовал, так как в некоторых местах чувствуется, что надежность листов не особая.
25. А вот мы уже и там — кадр на центральную часть вокзала со шпилем на фоне заката и гор.
26. Похожий кадр уже был, на этот раз — вечерний. Кстати в тот вечер где-то был пожар или горела мусорка, поэтому на город в этом районе спустилась легкая дымная пелена (позже, чем на кадре, поэтому особо продолжать без штатива не было смысла).
27. Как же закат — без закатного кадра. Солнце начинает скрываться за горизонтом, слева вдали виднеется море, а слева снизу и в центре — новый переход и заброшенные поезда.
28. По мановению ока солнце заходит. Сделаем похожую фотографию, но через колонны.
29. Кадр на центральную часть вокзала, где мы с девушкой встречали закат. На этот раз — чтобы увидеть эту часть более полно.
30. Обернемся на железнодорожные пути, уходящие вдаль и увидим множество грузовых поездов. Но они несильно портят картину, ведь над горами вдали — красивое сумеречное небо.
31. А вот и снимок внутри террасы на крыше (с кадра 24).
32. В это время краски на небе стали принимать совсем сказочный цвет — сделаем заключительный кадр на шпиль со звездой.
На этом очередной отчет заканчивается, но далеко не заканчиваются отчеты из Абхазии. Будет еще много интересного.
Расписание поездов Москва (Казанский вокзал) — Сухум
Ознакомьтесь с самым актуальным расписанием поездов Москва (Казанский вокзал) — Сухум на сегодня, на завтра и на весь 2019 год. Чтобы узнать маршрут следования и график движения подходящего для Вас поезда, перейдите по ссылке с его номером.
Номер | Маршрут | Отправление | Прибытие | В пути | Остановки | График |
---|---|---|---|---|---|---|
306М | Москва — Сухум | 19:50 Москва (Казанский вокзал) | 10:49 Сухум | 38 ч 59 мин | 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 сентября, … | |
306М | Москва — Сухум | 19:50 Москва (Казанский вокзал) | 10:49 Сухум | 38 ч 59 мин | только 10, 11, 12, 13, 14, 18 октября | |
306М | Москва — Сухум | 19:50 Москва (Казанский вокзал) | 10:49 Сухум | 38 ч 59 мин | только 19 октября | |
306М | Москва — Сухум | 19:50 Москва (Казанский вокзал) | 10:49 Сухум | 38 ч 59 мин | только 20, 21, 22, 23, 24, 25 октября | |
306М | Москва — Сухум | 19:50 Москва (Казанский вокзал) | 10:39 Сухум | 38 ч 49 мин | 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29 декабря, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 января, … |
Был произведен поиск без указания даты с учетом последних изменений. Показаны все поезда дальнего следования, в том числе и с особым графиком движения. Если Вам нужно просмотреть актуальное расписание на завтра или на определенное число, заполните поле дата в форме поиска.
Расписание поездов по маршруту Москва (Казанский вокзал) — Сухум может быть изменено. Уточняйте информацию в справочной службе вашего вокзала. Акцентируем ваше внимание на то, что в расписании указано местное время.
Полезная информация о расписании поездов Москва (Казанский вокзал) — Сухум
Расписание поездов по направлению Москва (Казанский вокзал) — Сухум на сегодня представляет собой список из 5 пунктов. Передвижение на поезде подходит тем, кому не нужно выходить ни на одной из небольших промежуточных станций, чтобы попасть домой или пересесть на состав, следующий в другом направлении. Поезда делают остановки только на крупных узловых пунктах, таких как Москва (Казанский вокзал), Сухум. В среднем вся дорога по указанному маршруту занимает 38 ч 57 мин.
Уехать на пассажирском поезде из Москва (Казанский вокзал) в Сухум можно в определенное время суток. Условно все составы поделены на отправляющиеся в ночное время. Первая возможность уехать появляется в 19 часов 50 мин. . В это время поезд, следующий согласно рейсу Москва — Сухум, отходит от вокзала Москва (Казанский вокзал). Во всех официальных расписаниях его следует искать под номером 306М. К платформе Сухум он прибывает в 10 часов 49 мин. .
Можно воспользоваться услугами персонала поезда №306М. Он отправляется по маршруту до Сухум от Москва (Казанский вокзал) в 19:50:00. В 10:49:00 пассажиры уже сходят на перрон станции назначения.
Последний состав, на котором можно уехать из города Москва (Казанский вокзал) до Сухум, является состав №306М. Он отходит от Москва (Казанский вокзал) в 19 часов 50 мин. и через 38 ч 49 мин пассажиры, купившие билет до Сухум, уже прибывают к месту назначения.
На сайте можно найти детальное расписание поездов Москва (Казанский вокзал) — Сухум РЖД на 2019 год всех 5 ж/д составов, доставляющих людей из Москва (Казанский вокзал) до Сухум. Тем не менее в график периодически вносятся изменения. Для того, чтобы не стать жертвой неточности, стоит пользоваться услугами справочной службы железнодорожных вокзалов. Там же можно приобрести билет на нужное направление.
Посмотреть расписание поездов по обратному маршруту Сухум — Москва (Казанский вокзал) Вы можете здесь.
Чемодан, вокзал, Сухум
В день 65-летия со дня начала эксплуатации Сухумского вокзала читайте о нем в материале Арифы Капба.
Туристы, приезжающие в Сухум и разгуливающие по городу с фотоаппаратом в руках, чаще всего снимают места всем известные – набережную, пальмы, море, но самые любопытные из них часто ищут гораздо более интересные и нетривиальные места. Помню, как-то в официальном аккаунте в instagram одного известного журнала о путешествиях я нашла потрясающей красоты фото заброшенного вокзального зала. Буквально цветущие посреди когда-то действующего вокзала деревья и растения объединились в один рисунок с обветшалой, но все еще сохраняющей прежнюю красоту росписью стен. Когда-то здесь кого-то встречали, кого-то провожали, кого-то ждали.
Помимо центрального железнодорожного вокзала, который функционирует, хотя большая часть этого прежде красивого здания долгое время находилась в удручающем состоянии, другими важными городскими вокзалами были «Келасурский» и станция «Бараташвили», теперь «Гума».
Горожане со стажем помнят, как центральный вокзал строили во второй половине сороковых годов прошлого века. Главной рабочей силой во время строительства были заключенные, вспоминает 83-летний житель Сухума Гарри Сигалевич.
«Помню, место было огорожено, и была специальная охрана, сюда привозили тех, кто сидел в тюрьме, и именно они строили вокзал», — вспоминает Сигалевич. Также он рассказывает о том, что уже была проложена прямая железнодорожная связь с Москвой и другими городами. До этого все поезда приходили в Адлер, а дальше в Сухум пассажиры ехали на автобусах.
Посмотреть на новенький, роскошный сухумский вокзал ходил весь город, вспоминает Гарри Евгеньевич. «Хоть все эти вокзалы, которые тогда строили по городам, были однотипные, все равно было красиво, все чисто, очень аккуратно, было приятно туда приехать, просто посмотреть на все, не то что сейчас», — вспоминает старый горожанин.
«Станция «Бараташвили» появилась позже, — вспоминает Сигалевич. — Там все поезда останавливались буквально на три минуты. Там тоже все было красиво, ухоженно, и помню, при станции работал прекрасный буфет».
Третьим вокзалом города считался «Келасурский». Большинство сухумчан, с которыми мне довелось побеседовать на эту тему, считают, что именно этот вокзал появился в городе раньше остальных, но никто вспомнить точную дату его постройки не смог. Однако тут некоторое разъяснение внес журналист, историк Георгос Григориадис. Благодаря вырезке из старой греческой сухумской газеты «Кокинос Капнас», он установил, что уже к декабрю 1935 года строительство вокзала в Келасуре подходило к завершению, на том этапе оставалось лишь установить оконные рамы. Соответственно, Григориадис делает вывод о том, что открыт и готов к эксплуатации этот объект был уже в 1936 году.
Зато многие помнят, что он отличался красотой росписи стен, отличным рестораном, куда съезжался весь город «на обед», а еще своим очень удобным расположением у моря.
«В конце пятидесятых к вокзалу постоянно приходили туристические поезда. Они тут останавливались, пассажиры выходили, у них была экскурсия, многие купались в море, которое начиналось прямо за железнодорожными путями. И такое было», — рассказал Сигалевич.
А еще Келасурский вокзал был промежуточным пунктом для тех поездов, которые шли по конечным маршрутам Москва-Баку, Москва-Ереван, Москва-Тбилиси и многих других. Движение было довольно оживленным, а билеты можно было купить прямо в кассе на «Келасурском». Центральный же сухумский вокзал был главной станцией для прямого поезда Сухум-Москва.
Гарри Сигалевич вспоминает, что билет Москва-Сухум в пору его молодости стоил около 32 рублей: «После 1961 года ввели впервые страхсбор в 30 копеек, и тогда, помню, была паника — за что с пассажиров берут 30 копеек», — улыбнулся Гарри Евгеньевич, воспоминая молодость.
Ученый Сурам Сакания, говоря о вокзальной архитектуре Сухума, подчеркивает, что все вокзалы, которые строились в сталинское время, возводились чаще всего под руководством русских инженеров и строителей, однако в документы по личной «протекции» товарища Сталина порой вписывались и грузинские имена. Так, он припомнил, что по одним документам архитектором проходил некто по фамилии Калдани.
Кстати, к архитектуре этого же периода Сакания относит не только вокзалы, но и некоторые другие объекты, в том числе Гумистинский мост. Он, по мнению Сурама Сакания, не имеет себе равных по изяществу форм и всей конструкции. В тот же период были выстроены дом Правительства, ныне Администрация президента, которая выходит на набережную Махаджиров и здание дворца спорта имени Багапш на Красном мосту.
«Красоту форм всех перечисленных зданий, — считает Сакания, — прежде всего, создают правильные пропорции. Например, Сухумский вокзал своими пропорциями и масштабом не давит на человека угнетающе, как это свойственно многим монументальным вокзалам, рядом с которыми человек себя чувствует невесомой песчинкой».
Дисгармонию ученый видит в другом, а именно в том, что центральный вокзал расположен чуть ниже центральной трассы, что, по мнению Сакания, слегка искажает вид этого архитектурного памятника, подобно тому, как искажается фигура человека, если на него смотреть сверху.
Все вокзалы построены в стиле сталинского классицизма, некоторые – в стиле сталинского ампира. В целом, этот стиль был призван показать всю мощь режима и весь размах будущих преобразований, сулящих всем гражданам советской страны «светлое будущее».
Некоторая помпезность стиля, однако, не мешала идеальному функционированию и блестящей организации работы вокзалов. Как вспоминают жители города, вокзалы были очень удобны для пассажиров. Даже несмотря на довольно внушительный оборот пассажиров, никогда не было ни толпы, ни очереди, ни какой-то значительной задержки рейсов.
Сейчас же все это в прошлом. Келасурский вокзал находится в полном забвении и заброшенности двадцать с лишним послевоенных лет, центральный вокзал функционирует, но до полного восстановления еще далеко. А вот станция «Гума» с легкой руки активистов возродилась в новом качестве. Теперь это модное в городе пространство для выставок, арт-перфомансов и даже концертов, как-то в нем выступала оперная певица, Народная артистка Абхазии Алиса Гицба.
Практика делать из старых, заброшенных и уже не функционирующих вокзалов, фабрик, станций, гаражей площадки для современного искусства — это давняя и успешная мировая практика. Стоит вспомнить Гамбургский вокзал или музей современного искусства Истанбул Модерн в Стамбуле. Примеров множество, смысл один – часто именно в стенах старых, всеми заброшенных домов и зданий, давно потерявших свой функциональный резерв, рождаются и там же приживаются новейшие идеи современных художников – так появляются ультрамодные арт-пространства. У Сухума здесь огромная перспектива.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах
Такси Адлер ЖД вокзал — Сухум
Выберите класс по вместимости, моделям авто, опциям и цене. Показать обратный маршрут
- Встреча по звонку
- Ожидание 1 час
- Детские кресла 150р
- Встреча с табличкой
- Ожидание 1 час
- Детские кресла 150р
- Встреча с табличкой
- Ожидание 1 час
- Детские кресла 150р
Трансфер Адлер ЖД вокзал – Сухум
Чтобы добраться от вокзала Адлера до Сухума на такси без спешки, закажите трансфер за день до выезда. Перевозчик заблаговременно увидит заявку, подъедет и будет ждать вас ровно в указанное в заказе время в условленном месте на Ж/Д станции Адлера на подходящей машине.
Дорога на такси до Сухуми от ЖД Адлера, не учитывая пробок, составит около 2 ч 10 мин. Расстояние до Сухуми составляет около 125 км. Трансфер – «фиксированное такси», стоимость перевозки известна сразу и сохраняется до поездки.
Цены на такси Адлер ЖД – город Сухуми
Стоимость проезда рассчитывается за трансфер от вокзала Адлера до Сухума в прямом направлении. Цена до Сухуми берется за машину, фиксирована и не зависит от места прибытия в черте города, количества туристов в заказе.
В 2017-ом, как и в 2016 на цену трансфера туда-обратно дается 5%-я скидка от расчетной цены трансфера. В расчетную стоимость такси включено проверка времени самолета и ожидание в городе – 30м, на ЖД станции и в АП – 1 час.
Volkswagen Polo
KIA Rio
Ford Focus
и подобные
Volkswagen Passat
KIA Optima
Ford Mondeo
и подобные
Mercedes Viano
Opel Vivaro
VW Transporter
и подобные
Пассажиры и багаж
В качестве пассажиров берутся в расчет взрослые и дети 0+. Разместим за доплату удерживающие детские кресла и бустеры для безопасной перевозки.
Багаж – чемодан стандартного размера Middle высотой-шириной до 70х45см. Если габарит больше, в багажник вместится на единицу меньше. То, что будете держать на коленях, не используется в оценке такси.
Водители и авто
Вам будет подан автомобиль из указанных марок, схожего класса или классом лучше. У нас в парке только иностранные авто возрастом не старше 8-ми лет со дня выпуска.
Наши водители с большим опытом, тактичны, возят осторожно, не курят, хорошо знают Сочи. Это не уставшие таксисты, а надежные перевозчики, готовые помочь с размещением и багажом, поведать о своем городе.
Встреча на вокзале
Незадолго до начала трансфера мы пришлем вам номер назначенного водителя. Если заказана табличка, наш сотрудник будет стоять на перроне около вагона поезда с табличкой на вокзале, донесет и погрузит сумки.
При типе встречи без таблички водитель позвонит или напишет за 10-15 минут до встречи. Сообщите водителю, когда будете выходить, он заберет вас на стоянке у ЖД станции.
Как заказать трансфер
Чтобы заказать такси из вокзала Адлера в Сухуми отправьте заявку на сайте, свяжитесь с нами по номеру или сообщите через Viber/WhatsApp. Заказ трансфера Комфорт, Эконом, Минивэн можно оформить через заявку на нашем сайте.
- Кликните «Заказать такси»;
- Введите информацию о поездке и как с вами связаться;
- Наш диспетчер свяжется с вами, чтобы подтвердить заказ.
Чтобы мы приняли заказ на автомобиль класса премиум, микроавтобус на 8-19 туристов, бизнес, универсал, позвоните нам. Наш номер: +7 (928) 854-95-03.
Если есть вопросы, вы хотите рассчитать точно, сколько стоит такси по направлению Адлер – Сухуми или трансфер, отправьте поля формы расчета цены.
Трансфер в отель
Если вам нужно добраться от вокзала Адлера до отеля, пансионата, санатория, гостиницы, комплекса в Сухуме, мы сопроводим до самого входа и поможем с багажом. Наше такси везёт до произвольного адреса в городе. Мы сотрудничаем со всеми отелями и пансионатами Сухума.
- Айтар
- МВО Сухуми
- Интер-Сухум
- Санаторий Бриз
- Пансионат Кяласур
Если предстоит трансфер ночью, приготовьте ваучер для связи с администрацией гостиницы и въезда на стоянку.
Как добраться от ЖД Адлера до Сухуми
Помимо варианта с трансфером, до Сухуми возможно добраться на простом такси по вызову, своем авто или общественным транспортом.
Частный трансфер помогает избавиться от неприятных забот в незнакомом регионе и хорошо подходит корпоративным клиентам, туристам и всем приезжим, кто рассчитывает доехать на авто до Сухуми из Адлера.
Недорогое такси на месте
Если неплохо ориентируетесь в регионе, будете без детей и нужно недорого доехать до Сухуми, можно вызвать обычное недорогое такси – Максим, Сатурн, Яндекс, Гет, Каприз, Убер, Везёт. Такси следует вызвать, как выйдете из самолета, через сайт или приложение. Такси Везёт, Ред, Maxim можно также вызвать, позвонив по номеру телефона. Вас встретит автомобиль из тех, что находятся в окружении ЖД Адлера.
Вокзал сухум
Сухуми фото с телефона июль 2017г. Еще фотографии с осенних поездок в сухум ( collapse ). Прогуляемся по вокзалу и мосту над путями ( collapse ).
Адрес, республика абхазия, город сухум, улица акиртава, дом 24. На такси до казачьего рынка (8 км от ж/д вокзала, 15 км от аэропорта), затем пройти. Фото на сайте полностью соответствуют действительности, в номере всё.
Гостевой дом «у палыча» расположен в курортном городе сухум, Сухум составит около 20 километров, а до железнодорожного вокзала около двух.
Пансионат расположился в курортном районе синоп города сухум, пляжи. До казачьего рынка (8 км от ж/д вокзала, 15 км от аэропорта), затем пройти. На стенах ни одной картины или фотографии, в общем, об уюте здесь.
Gostevoy dom, сухуми: читайте объективные отзывы и просматривайте. Дом оказался почти в самом центре, рядом с авто(ж/д) вокзалом, на улице с.
, актуальная информация о скидках и спецпредложениях. На сайте представлено подробное описание 96 гостиниц сухума. Бронирование гостиниц в фото сен мало франция сухуме. Мало кому известно, что поселение на месте города сухум было основано еще в 6-м веке до нашей эры. Пережив множество трагических моментов, город выстоял и стал более красивым. Субтропический влажный климат, расположение вдоль черноморского побережья привлекает ежегодно огромное число отдыхающих. В курортный сезон найти гостиницу – большая проблема. Что касается отелей, гостевых домов – они расположились в старинных зданиях, в тихих улочках среди густой зелени и цветов. Для владельцев гостиниц является делом чести подтянуть качество обслуживания к высшим мировым стандартам.
Не упускайте шанс заранее забронировать гостиницу позы фото женские. Желающих поехать в жемчужину абхазии предостаточно!
Заброшенный ж/д вокзал «Сухум»
В свете того, что в январе защищать диплом, сейчас очень много работы над ним. Поэтому немного выбиваюсь из графика и не успеваю вовремя публиковать отчеты. Но лучше поздно, чем никогда, поэтому сегодня выкладываю описание небольшой прогулки во время нашего сентябрьского путешествия в Абхазию. Даже с 2 прогулок, ведь в 1 день после приезда мы прогулялись до ж/д вокзала и поездов, а через пару дней вернулись и с башенки под звездой на закате поснимали снова окрестности города Сухум и собственно закат.
Под катом много фотографий поездов, ж/д полотна, ж/д вокзала и с его крыши.
Напомню, что в свое время я уже выкладывал отчет с этого места — см.ссылку — http://alexdoomer2009.livejournal.com/60968.html про поезда и http://alexdoomer2009.livejournal.com/61213.html про вокзал. Однако мы вернулись в Абхазию с новой фототехникой, чего бы не посетить еще раз, в перерыве между отдыхом на море и в тени парков. Сказано — сделано, мы уже идем через дачную часть города Сухум в сторону вокзала. Уже вскоре мы добираемся до железнодорожного полотна и видим первые подвижки в сторону к процветанию — между двумя сторонами ж/д на основе старого сделали новый красивый мост аля «трубопровод». Сначала мы хотели двинуться по нему, но поняли, что он ведет далеко дальше от жд на ту сторону, поэтому обошли и спустились дедовскими путями. И вот мы уже идем мимо разрушенных зданий по ремонту поездов, впереди появляются несколько заброшенных поездов, просто вагонов, были и товарняки, багажные вагоны, вагоны-рестораны. На самом деле не так уж и много — походу некоторые отогнали, однако еще много стоит на путях. Корпуса многих уже начинают ржаветь и разваливаться, заглядывали внутрь нескольких плацкартов — сильно побитые, растасканные на металлолом, фотографии не буду выкладывать, немного не впишутся в яркий солнечный отчет) В целом — в такую погоду прогуляться было отлично, но было ужасно жарко. Еще на территории растет много кустов ежевики (?), очень колючей. Итак, фотографии с поездов:
1. Попав на железнодорожное полотно и пройдя заброшенные цеха, мы видим такую картину. Слева рельсы уходят вдаль по направлению в сторону Нового Афона, справа стоят забытые поезда.
2. Подойдем поближе к одному из поездов, внутри — типичные плацкартные. Бурная растительность проросла вагон изнутри и бьется наружу из окошка двери. Изощримся, наклонимся и сделаем такой вот кадр «взгляд снизу».
3. На земле у рельсов находим привет из советского прошлого.
4. Пройдем дальше, на другой стороне уже видны дома близ ж/д станции. Первые два — жилые, третий — либо недостроен, либо заброшен.
5. 19-местный вагон.
6. Идем дальше. А в этом вагоне — 54 спальных вагона и 81 для сидения.
7. А вот и вагоны товарняков, также часто встречаются мачты ЛЭП и другие железнодорожные вышки.
8. Когда мы проходим вдоль всех поездов в сторону от центра города, становится виден вагон с краном для погрузки и разгрузки путевых материалов.
9. В некоторых местах корпуса вагонов значительно повреждены временем.
10. Железная дорога, уходящая вдаль.
11. Встречаются и цистерны, номер на одной из цистерн на фоне зеленеющей травы.
12. Пойдем обратно, в сторону вокзала. По пути продолжаем фотографировать.
13. Заглавная фотография.
После того, как осмотрели поезда на путях — обошли основную их часть, вернулись к самому зданию вокзала, которое вы увидите на фотографиях. Приведем сначала краткую историческую справку:
«Железная дорога пришла в Абхазию в начале 30-х годов XX века. В 1940 году был открыт участок от станции Ингири до Сухуми (с веткой на Ткуарчал), а в 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году и вошла в состав Закавказской железной дороги. Современное здание вокзала было построено в середине 50-х годов XX века. В начале 1992 года через станцию Сухум курсировали поезда: № 13/14 Москва — Тбилиси,№ 35/36 Москва — Цхалтубо,№ 47/48 Москва — Батуми,№ 51/52 Москва — Сухуми,№ 55/56 Москва — Ереван,№ 121/122 Москва — Сухуми,№ 183/184 Ростов-на-Дону — Ереван,№ 207/208 Киев — Тбилиси,№ 265/266 Москва — Ереван,№ 267/268 Москва — Тбилиси,№ 545/546 Санкт-Петербург — Сухуми,№ 587/588 Сочи — Ереван,пять пар пригородных поездов до Сочи,две пары пригородных поездов до Ткуарчала.
В результате вооружённого конфликта 1992—1993 гг движение по станции Сухум было полностью прекращено. После прекращения боевых действий станция обслуживала только две пары пригородных поездов: Сухум — Псоу (российско-абхазская граница), Сухум — Очамчыра.
5 декабря 2002 по мосту через реку Псоу прошел электропоезд Сухум — Сочи. В 2004 на участке Абхазской железной дороги (от Псоу до Сухума) начались полномасштабные восстановительные работы, производившиеся силами российских строительных организаций. На период производства ремонтных работ движение электропоездов было прекращено. 10 сентября 2004 года по Абхазской железной дороге прошёл первый поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухум — Москва[2] (от станции Весёлое до Москвы эти вагоны шли в составе скорого поезда № 75/76). Одновременно с этим возобновилось движение электропоезда Сочи — Сухум. По состоянию на лето 2010 года станция Сухум обслуживала 1 пару поездов № 627/628 сообщением Москва — Ростов-на-Дону — Сухум[2] (3 прицепных вагона к поезду № 75-76 «Адлер-Москва»).» (источник)
Итак, мы подошли к зданию вокзала. За два года, что нас тут не было, тут ничего не поменялось. Внутрь главного зала ожидания мы не пошли — во-первых, оно было заколочено, а единственный залаз поражал уровнем своей «чистоты». Поэтому мы решили сразу двинуть на крышу на шпиль, зайдя внутрь и поднявшись в полной темноте по нескольким лестницам, пройдя несколько переходов, мы оказались на первом ярусе крыши. Тут можно отдохнуть, насладиться видами на город, тут много места, красивое оформление потолков, центральной части низа шпиля. Но нам хотелось большего, и вот мы уже ползем выше, по следующим лестницам. Таким образом мы добрались до ротонды на крыше. Она оказалась вся увешана антеннами и оборудованиями, а также был облом в том, что до звезды достать невозможно — это же не Котельническая высотка=) Ну да ладно — еще оказалось, что с обратной стороны вокзала припаркована милицейская машина, поэтому мы решили особо не палиться и долго там не торчать. Снизу пробыли подольше. Стало понятно, что половина вокзала сгорела капитально — рухнула крыша и перекрытия, а вот вторая сохранилась поцелее, но сверху по крыше и чердаку я ходить бы точно не стал. С другой стороны вокзала виднелась еше одно пространство за красивыми колоннами, мы его запомним, но вернемся попозже, уже в другой день, когда будем снимать закат.
14. Здание вокзала — взгляд со стороны железной дороги. Несмотря на типичность архитектуры того времени, мне это здание нравится. Как нравятся и здания Речного вокзала в Москве, павильонов ВВЦ похожей архитектуры и многие другие. Пальмы также радуют глаз москвичей)
15. А вот и фотография нового перехода, который был реконструирован совсем недавно.
16. Еще немного фотографий площади перед вокзалом. Особо внимательные заметят в кадре не только пальмы, но и маленькую собачку.
17. Теперь обойдем вокзал кругом, попутно полюбовавшись колоннами по бокам от бывшего главного входа. А вот и он. Раньше люди покупали билеты в кассах внутри вокзала, отдыхали в залах ожидания, в цивильных условиях. Теперь билетные кассы ютятся в маленьком здание с другого края, там можно купить билет только на пару единственных поездов. Кстати, реставрация этого вокзала давно в планах, но на сентябрь 2011 конкретно в самом здании ремонт не начался.
18. Преодолев сырой и грязный первый этаж и поднявшись по узким и старым лестницам, мы оказываемся на 1 ярусе крышей под колоннами. Сделаем отсюда первый кадр в сторону гор. На переднем плане привокзальная площадь, сюда приезжают все маршрутки и автобусы, которые едут в Сухум из других городов. Прямо по центру виднеется пешеходный переход — заходить в него я бы не советовал. По бокам отнего стоят два пятиэтажных советских дома — на них сохранились типичные вывески того времени «Трикотаж» и «Промтовары». Вдали виднеются пригороды Сухума и горы.
19. Оглянемся на шпиль со звездой. Кадр лучше будет далее с вечерней вылазки.
20. Псевдопанорама в сторону железнодорожной станции «Гума» и центральной части города Сухум — по центру справа. Погода просто отличная! Спереди виднеется полностью выгоревшая часть вокзала с рухнувшей крышей.
21. Попытка сделать кадр в ротонде под шпилем со звездой. Почти на каждой колонне установлен кронштейн для антенн сотовой связи.
22. Спускаемся вниз и идем на улицу — сделаем теперь кадр вокзала с северозападного угла. Ранее двери справа были открыты и можно было запечатлеть остатки советской лепнины на потолке (см.прошлый отчет). Теперь все заколочено — оно и к лучшему. Над дверьми висит картинка с поездом. Кстати на вокзале видна надпись «Сухумский вокзал», а с другой стороны написано «Авокзал» (как и многие другие названия).
На этом наша прогулка в этот день продолжилась, но это уже совсем другая история=) Через несколько дней мы вернулись к вокзалу на закате — при том мы вроде бы верно рассчитали время, но троллейбус (кстати в Абхазии появились новые и очень красивые оранжевые троллейбусы с электронным таблом) немножко припоздал и мы соответственно тоже. Прибыв к месту, мы увидели, как солнце стремительно начинало прятаться за горизонтом. Поторопившись, мы все же успели подняться к шпилю и заснять город и вокзал в вечерних красках, когда солнце скрывалось вдали.
23. Шпиль еще раз. Теперь уже на фоне неба в вечерних сумеречных красках.
24. Сделаем кадр из пространства с колоннами, где стоим мы на другое похожее, но без шпиля с другой стороны вокзала. Позже мы пройдем туда по крыше. Кстати чего особо бы делать не советовал, так как в некоторых местах чувствуется, что надежность листов не особая.
25. А вот мы уже и там — кадр на центральную часть вокзала со шпилем на фоне заката и гор.
26. Похожий кадр уже был, на этот раз — вечерний. Кстати в тот вечер где-то был пожар или горела мусорка, поэтому на город в этом районе спустилась легкая дымная пелена (позже, чем на кадре, поэтому особо продолжать без штатива не было смысла).
27. Как же закат — без закатного кадра. Солнце начинает скрываться за горизонтом, слева вдали виднеется море, а слева снизу и в центре — новый переход и заброшенные поезда.
28. По мановению ока солнце заходит. Сделаем похожую фотографию, но через колонны.
29. Кадр на центральную часть вокзала, где мы с девушкой встречали закат. На этот раз — чтобы увидеть эту часть более полно.
30. Обернемся на железнодорожные пути, уходящие вдаль и увидим множество грузовых поездов. Но они несильно портят картину, ведь над горами вдали — красивое сумеречное небо.
31. А вот и снимок внутри террасы на крыше (с кадра 24).
32. В это время краски на небе стали принимать совсем сказочный цвет — сделаем заключительный кадр на шпиль со звездой.
На этом очередной отчет заканчивается, но далеко не заканчиваются отчеты из Абхазии. Будет еще много интересного.
Сухумский вокзал подает сигнал SOS
1 декабря 1951 года в Сухуме торжественно открылось здание железнодорожного вокзала. Красивое, белое, с высоким шпилем, оно стало в те годы гордостью сухумцев.
Одно из моих юношеских воспоминаний. Когда был подростком, добираясь домой, из школы, расположенной в центре города, порой сходил с троллейбуса и минут 15-20 слонялся по этому вокзалу, забитому, особенно осенью, пассажирами, а потом ехал дальше еще три остановки на троллейбусе. Зачем мне нужна была эта «остановка»? Ощутить на лице «ветер дальних странствий», почувствовать на минуту некое преимущество перед сотнями людей с чемоданами и баулами, поскольку я свободен от всех этих дорожных суеты и тягот? Даже самому мне сегодняшнему не так просто понять себя тогдашнего, 16-летноего. Но отчетливо помню, что слышал о подобных людях, которых в отдельные периоды их жизни тянуло в суету железнодорожных вокзалов в их городах.
Сухумский вокзал подает сигнал SOS
No media source currently available
Сейчас та картинка сухумского вокзала вспоминается с ностальгией. Давно уже у нас стала расхожей фраза о том, что 14 августа 1992 года разделило жизнь в Абхазии на «до» и «после». Так вот, один из самых-самых наглядных примеров этого – Сухумский вокзал. Из 66 лет его истории чуть более половины – это полноценная круглосуточно неутихающая жизнь провинциального железнодорожного узла, а затем чуть менее половины – «мерзость запустения» и медленное превращение в руины.
Как известно, первыми после военных катаклизмов начинают возрождаться объекты, имеющие функциональную нагрузку. Сухумский вокзал – это нечто промежуточное. После окончания грузино-абхазской войны от него ходили электрички до Сочи, и вагоны их заполнялись – как наиболее дешевый вид междугороднего пассажирского транспорта. Но затем постепенно пассажиры стали все больше предпочитать более быстрые маршрутки и автобусы. Однако летом 2004 года впервые после окончания войны пошел пассажирский поезд «Сухум – Москва». Тогда же была приведена в мало-мальский порядок, покрашена фасадная часть вокзала, выходящая на привокзальную площадь. В настоящее время Сухумский вокзал принимает зимой поезд из Москвы раз в четыре дня, летом – по два состава в день из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и Воронежа. Но и во время «пиковых» курортных нагрузок количество пассажиров, собирающихся на перроне перед отправлением поездов, по сравнению с советскими временами мизерное, и они абсолютно спокойно обходятся без переполненных когда-то залов ожидания. А единственное отремонтированное небольшое помещение в восточной части вокзала успешно справляется с функцией продажи билетов.
Вот так и тянулась в последние годы жизнь Сухумского вокзала, пока внимание общественности не оказалось на днях привлечено к ней интервью, которое дал в СМИ заместитель гендиректора РУП (республиканского унитарного предприятия) «Абхазская железная дорога» Игорь Маргания. Привлекал уже броский и категоричный заголовок – «Замглавы АЖД: надежды на восстановление Сухумского вокзала нет».
Надежда, сказал в интервью Маргания, умирает последней, но я ее не вижу, вокзал находится в удручающем состоянии, и никаких перспектив, к сожалению, не видно. Чтобы восстановить вокзал, необходимы капитальные вложения, Абхазская железная дорога не обладает такими средствами, а тем временем состояние здания все ухудшается. Кровля здания отсутствует, что приводит к постепенному разрушению стен вокзала, все стены намокают. Они обшиты известняком, добытым в свое время в карьере села Яштхуа, это легкий известняк, поэтому он подвержен разрушению.
В общем-то Маргания отразил реальную картину. А его пессимистичный взгляд на будущее можно объяснить желанием привлечь к бедственному положению вокзала внимание власти. Но гнев интернет-комментаторов публикации обрушился прежде всего именно на него: «Позорное заявление!»; «Гнать такого чинушу надо за такие заявления! Уроды моральные, шифер хоть купите, накройте вокзал, чтоб дальше не разрушался, продайте один лексус, суки!»; «В цивилизованной европейской стране за такие заявления чиновник на следующий день был бы уволен, а надзорные органы начали проверку денежных средств, которые почему-то отсутствуют на столь важный проект».
Кто-то выразил и недоумение: зачем, мол, ему понадобилось «вылезать» со своим интервью? Но этот форумчанин, на мой взгляд, проявил часто встречающееся непонимание причинно-следственной связи при появлении подобных публикаций. Я же сразу представил себе, как все было: 1 декабря – дата ввода вокзала в эксплуатацию, в СМИ обратили на нее внимание и решили выяснить, как обстоят дела с восстановлением вокзала. И «попался» Игорь Маргания…
Предположение мое подтвердилось сегодня при посещении РУП «Абхазская железная дорога», расположенного через дорогу (чуть наискосок) от вокзала. Правда, ни Маргания, ни гендиректора АЖД Вартагава, который несколько месяцев назад сменил своего многолетнего предшественника Гурама Губаза, я на месте не застал и разговаривал с первым замом гендиректора Мироном Агрба. Тот объяснил:
«Да, действительно АЖД не располагает на сегодня средствами, чтобы восстановить здание вокзала. В какую сумму это обойдется, сказать не могу, надо делать проектно-сметную документацию. Но и заказывать ее – это тоже тратить немалые деньги, а у нас нет никаких гарантий, что проект в ближайшие годы окажется востребованным. Что касается консервации здания для защиты от осадков, то мы установили козырьки, а кровлю в целом сделать сами не можем – опять же из-за отсутствия на это средств».
Мне вспомнилось, что пару лет назад два стоящих напротив моего дома и пустующих трехэтажных здания довоенных общежитий покрыли металлической кровлей, и теперь они стоят, не подвергаясь дальнейшему разрушению от осадков. Понятно, что затраты на консервацию этих кирпичных коробок и здания вокзала несравнимы. Но, с другой стороны, понадобится ли в будущем восстанавливать эти коробки или на их месте появятся что-то иное – большой вопрос, здание же Сухумского вокзала терять очень жалко.
Да, сегодня оно «полуфункциональное», но надо смотреть и в будущее. Кроме того, для множества туристов именно с него начинается столица Абхазии. Помню, как несколько лет назад некий сочинский фотограф выложил в Сеть ужасные снимки «внутренностей» Сухумского вокзала; было очень обидно и стыдно.
Среди интернет-комментариев упомянутого интервью особое внимание привлек следующий: «Мы все помним, и в прессе писалось, что инвестор хотел за свой счет восстановить вокзал Сухума, даже мусор вывезли какой-то, и что? Как всегда, ЖАДНОСТЬ, ТУПОСТЬ И ЗАВИСТЬ овладели местными чиновниками, и по итогу ничего не получилось. С него потребовали откаты, при этом не давая ему хоть что-то там потом иметь после завершения работ. Моральные негодяи – те, кто помешал ремонту «лица» нашей столицы. Люди, сами подумайте, что видят первым те, кто приезжает на поезде? Это разбитый, превратившийся в туалет наш вокзал ЖД. А потом мы возмущаемся комментариями гостей, что в Абхазии нечего не делают, все ленивые».
Поскольку в комментарии нет никаких имен и дат, трудно проверить, был ли действительно такой потенциальный инвестор. Мне что-то смутно припоминается, но тут важны детали, и необходимо было бы прежде всего выслушать «другую сторону». А как ее выслушать, если неизвестно, о каких чиновниках идет речь. Мирон Агрба сказал мне, что о таком эпизоде ничего не слышал. Он, правда, в руководстве АЖД недавно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Абхазия. Часть 3. Заброшенный ж/д вокзал «Сухум» + забытые поезда
Воскресенье, 11 Декабря 2011 г. 15:08 + в цитатник
В свете того, что в январе защищать диплом, сейчас очень много работы над ним. Поэтому немного выбиваюсь из графика и не успеваю вовремя публиковать отчеты. Но лучше поздно, чем никогда, поэтому сегодня выкладываю описание небольшой прогулки во время нашего сентябрьского путешествия в Абхазию. Даже с 2 прогулок, ведь в 1 день после приезда мы прогулялись до ж/д вокзала и поездов, а через пару дней вернулись и с башенки под звездой на закате поснимали снова окрестности города Сухум и собственно закат.Под катом много фотографий поездов, ж/д полотна, ж/д вокзала и с его крыши.
Напомню, что в свое время я уже выкладывал отчет с этого места — см.ссылку — http://alexdoomer2009.livejournal.com/60968.html про поезда и http://alexdoomer2009.livejournal.com/61213.html про вокзал. Однако мы вернулись в Абхазию с новой фототехникой, чего бы не посетить еще раз, в перерыве между отдыхом на море и в тени парков. Сказано — сделано, мы уже идем через дачную часть города Сухум в сторону вокзала. Уже вскоре мы добираемся до железнодорожного полотна и видим первые подвижки в сторону к процветанию — между двумя сторонами ж/д на основе старого сделали новый красивый мост аля «трубопровод». Сначала мы хотели двинуться по нему, но поняли, что он ведет далеко дальше от жд на ту сторону, поэтому обошли и спустились дедовскими путями. И вот мы уже идем мимо разрушенных зданий по ремонту поездов, впереди появляются несколько заброшенных поездов, просто вагонов, были и товарняки, багажные вагоны, вагоны-рестораны. На самом деле не так уж и много — походу некоторые отогнали, однако еще много стоит на путях. Корпуса многих уже начинают ржаветь и разваливаться, заглядывали внутрь нескольких плацкартов — сильно побитые, растасканные на металлолом, фотографии не буду выкладывать, немного не впишутся в яркий солнечный отчет) В целом — в такую погоду прогуляться было отлично, но было ужасно жарко. Еще на территории растет много кустов ежевики (?), очень колючей. Итак, фотографии с поездов:
1. Попав на железнодорожное полотно и пройдя заброшенные цеха, мы видим такую картину. Слева рельсы уходят вдаль по направлению в сторону Нового Афона, справа стоят забытые поезда.
2. Подойдем поближе к одному из поездов, внутри — типичные плацкартные. Бурная растительность проросла вагон изнутри и бьется наружу из окошка двери. Изощримся, наклонимся и сделаем такой вот кадр «взгляд снизу».
3. На земле у рельсов находим привет из советского прошлого.
4. Пройдем дальше, на другой стороне уже видны дома близ ж/д станции. Первые два — жилые, третий — либо недостроен, либо заброшен.
5. 19-местный вагон.
6. Идем дальше. А в этом вагоне — 54 спальных вагона и 81 для сидения.
7. А вот и вагоны товарняков, также часто встречаются мачты ЛЭП и другие железнодорожные вышки.
8. Когда мы проходим вдоль всех поездов в сторону от центра города, становится виден вагон с краном для погрузки и разгрузки путевых материалов.
9. В некоторых местах корпуса вагонов значительно повреждены временем.
10. Железная дорога, уходящая вдаль.
11. Встречаются и цистерны, номер на одной из цистерн на фоне зеленеющей травы.
12. Пойдем обратно, в сторону вокзала. По пути продолжаем фотографировать.
13. Заглавная фотография.
После того, как осмотрели поезда на путях — обошли основную их часть, вернулись к самому зданию вокзала, которое вы увидите на фотографиях. Приведем сначала краткую историческую справку:
«Железная дорога пришла в Абхазию в начале 30-х годов XX века. В 1940 году был открыт участок от станции Ингири до Сухуми (с веткой на Ткуарчал), а в 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году и вошла в состав Закавказской железной дороги. Современное здание вокзала было построено в середине 50-х годов XX века. В начале 1992 года через станцию Сухум курсировали поезда: № 13/14 Москва — Тбилиси,№ 35/36 Москва — Цхалтубо,№ 47/48 Москва — Батуми,№ 51/52 Москва — Сухуми,№ 55/56 Москва — Ереван,№ 121/122 Москва — Сухуми,№ 183/184 Ростов-на-Дону — Ереван,№ 207/208 Киев — Тбилиси,№ 265/266 Москва — Ереван,№ 267/268 Москва — Тбилиси,№ 545/546 Санкт-Петербург — Сухуми,№ 587/588 Сочи — Ереван,пять пар пригородных поездов до Сочи,две пары пригородных поездов до Ткуарчала.
В результате вооружённого конфликта 1992—1993 гг движение по станции Сухум было полностью прекращено. После прекращения боевых действий станция обслуживала только две пары пригородных поездов: Сухум — Псоу (российско-абхазская граница), Сухум — Очамчыра.
5 декабря 2002 по мосту через реку Псоу прошел электропоезд Сухум — Сочи. В 2004 на участке Абхазской железной дороги (от Псоу до Сухума) начались полномасштабные восстановительные работы, производившиеся силами российских строительных организаций. На период производства ремонтных работ движение электропоездов было прекращено. 10 сентября 2004 года по Абхазской железной дороге прошёл первый поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухум — Москва[2] (от станции Весёлое до Москвы эти вагоны шли в составе скорого поезда № 75/76). Одновременно с этим возобновилось движение электропоезда Сочи — Сухум. По состоянию на лето 2010 года станция Сухум обслуживала 1 пару поездов № 627/628 сообщением Москва — Ростов-на-Дону — Сухум[2] (3 прицепных вагона к поезду № 75-76 «Адлер-Москва»).» (источник)
Итак, мы подошли к зданию вокзала. За два года, что нас тут не было, тут ничего не поменялось. Внутрь главного зала ожидания мы не пошли — во-первых, оно было заколочено, а единственный залаз поражал уровнем своей «чистоты». Поэтому мы решили сразу двинуть на крышу на шпиль, зайдя внутрь и поднявшись в полной темноте по нескольким лестницам, пройдя несколько переходов, мы оказались на первом ярусе крыши. Тут можно отдохнуть, насладиться видами на город, тут много места, красивое оформление потолков, центральной части низа шпиля. Но нам хотелось большего, и вот мы уже ползем выше, по следующим лестницам. Таким образом мы добрались до ротонды на крыше. Она оказалась вся увешана антеннами и оборудованиями, а также был облом в том, что до звезды достать невозможно — это же не Котельническая высотка=) Ну да ладно — еще оказалось, что с обратной стороны вокзала припаркована милицейская машина, поэтому мы решили особо не палиться и долго там не торчать. Снизу пробыли подольше. Стало понятно, что половина вокзала сгорела капитально — рухнула крыша и перекрытия, а вот вторая сохранилась поцелее, но сверху по крыше и чердаку я ходить бы точно не стал. С другой стороны вокзала виднелась еше одно пространство за красивыми колоннами, мы его запомним, но вернемся попозже, уже в другой день, когда будем снимать закат.
14. Здание вокзала — взгляд со стороны железной дороги. Несмотря на типичность архитектуры того времени, мне это здание нравится. Как нравятся и здания Речного вокзала в Москве, павильонов ВВЦ похожей архитектуры и многие другие. Пальмы также радуют глаз москвичей)
15. А вот и фотография нового перехода, который был реконструирован совсем недавно.
16. Еще немного фотографий площади перед вокзалом. Особо внимательные заметят в кадре не только пальмы, но и маленькую собачку.
17. Теперь обойдем вокзал кругом, попутно полюбовавшись колоннами по бокам от бывшего главного входа. А вот и он. Раньше люди покупали билеты в кассах внутри вокзала, отдыхали в залах ожидания, в цивильных условиях. Теперь билетные кассы ютятся в маленьком здание с другого края, там можно купить билет только на пару единственных поездов. Кстати, реставрация этого вокзала давно в планах, но на сентябрь 2011 конкретно в самом здании ремонт не начался.
18. Преодолев сырой и грязный первый этаж и поднявшись по узким и старым лестницам, мы оказываемся на 1 ярусе крышей под колоннами. Сделаем отсюда первый кадр в сторону гор. На переднем плане привокзальная площадь, сюда приезжают все маршрутки и автобусы, которые едут в Сухум из других городов. Прямо по центру виднеется пешеходный переход — заходить в него я бы не советовал. По бокам отнего стоят два пятиэтажных советских дома — на них сохранились типичные вывески того времени «Трикотаж» и «Промтовары». Вдали виднеются пригороды Сухума и горы.
19. Оглянемся на шпиль со звездой. Кадр лучше будет далее с вечерней вылазки.
20. Псевдопанорама в сторону железнодорожной станции «Гума» и центральной части города Сухум — по центру справа. Погода просто отличная! Спереди виднеется полностью выгоревшая часть вокзала с рухнувшей крышей.
21. Попытка сделать кадр в ротонде под шпилем со звездой. Почти на каждой колонне установлен кронштейн для антенн сотовой связи.
22. Спускаемся вниз и идем на улицу — сделаем теперь кадр вокзала с северозападного угла. Ранее двери справа были открыты и можно было запечатлеть остатки советской лепнины на потолке (см.прошлый отчет). Теперь все заколочено — оно и к лучшему. Над дверьми висит картинка с поездом. Кстати на вокзале видна надпись «Сухумский вокзал», а с другой стороны написано «Авокзал» (как и многие другие названия).
На этом наша прогулка в этот день продолжилась, но это уже совсем другая история=) Через несколько дней мы вернулись к вокзалу на закате — при том мы вроде бы верно рассчитали время, но троллейбус (кстати в Абхазии появились новые и очень красивые оранжевые троллейбусы с электронным таблом) немножко припоздал и мы соответственно тоже. Прибыв к месту, мы увидели, как солнце стремительно начинало прятаться за горизонтом. Поторопившись, мы все же успели подняться к шпилю и заснять город и вокзал в вечерних красках, когда солнце скрывалось вдали.
23. Шпиль еще раз. Теперь уже на фоне неба в вечерних сумеречных красках.
24. Сделаем кадр из пространства с колоннами, где стоим мы на другое похожее, но без шпиля с другой стороны вокзала. Позже мы пройдем туда по крыше. Кстати чего особо бы делать не советовал, так как в некоторых местах чувствуется, что надежность листов не особая.
25. А вот мы уже и там — кадр на центральную часть вокзала со шпилем на фоне заката и гор.
26. Похожий кадр уже был, на этот раз — вечерний. Кстати в тот вечер где-то был пожар или горела мусорка, поэтому на город в этом районе спустилась легкая дымная пелена (позже, чем на кадре, поэтому особо продолжать без штатива не было смысла).
27. Как же закат — без закатного кадра. Солнце начинает скрываться за горизонтом, слева вдали виднеется море, а слева снизу и в центре — новый переход и заброшенные поезда.
28. По мановению ока солнце заходит. Сделаем похожую фотографию, но через колонны.
29. Кадр на центральную часть вокзала, где мы с девушкой встречали закат. На этот раз — чтобы увидеть эту часть более полно.
30. Обернемся на железнодорожные пути, уходящие вдаль и увидим множество грузовых поездов. Но они несильно портят картину, ведь над горами вдали — красивое сумеречное небо.
31. А вот и снимок внутри террасы на крыше (с кадра 24).
32. В это время краски на небе стали принимать совсем сказочный цвет — сделаем заключительный кадр на шпиль со звездой.
На этом очередной отчет заканчивается, но далеко не заканчиваются отчеты из Абхазии. Будет еще много интересного.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Сухумский вокзал: 65 лет встреч и расставаний
Прошлое и настоящее Сухумского вокзала в материале корреспондента Sputnik Владимира Бегунова.
В Управлении абхазской железной дороги Sputnik сообщили, что круглую дату отмечать не собираются.
«Была у нас мысль отметить, но как, и зачем?— говорит замдиректора управления АЖД Игорь Маргания. – Реконструкция здания заморожена. Госуправление по транспорту расторгло договор с подрядчиком, никаких прогнозов на будущее нет. Собраться и походить вокруг забора? Безрадостная дата».
Открывали же его с помпой. В середине прошлого века он считался крупным. По классификации тех времен, к этой категории относились вокзалы, рассчитанные на одновременное пребывание от пятисот до тысячи человек.
Из плюсов Сухумского вокзала Министерство путей сообщения СССР в книге «Новые вокзалы» (1957 год) отмечало, что его зал ожидания для пригородных пассажиров изолирован от пассажиров дальнего следования и имеет отдельные кассы. А несколько выходов на перрон тогда считались новаторством и рекомендовались при строительстве подобных зданий в других городах Советского Союза.
Проектировали вокзал архитекторы Леван и Лола Мушкудиани. Фасад облицовывали мрамором и гранитом. Окна, кассы изготавливались из каштана. Пол ресторана был покрыт паркетом. За эту роскошь строителей пожурили. Стоимость отделочных работ в 1951 году дошла до неприличных 24% от общих затрат на строительство, а кубометр здания обходился казне в 315 рублей. Архитекторам указывали, что в композиции излишни башня со стороны привокзальной площади и бельведер (легкая постройка на возвышенности с хорошим обзором – ред.) у перрона. Недостатком тогда считалось и большое количество отдельно стоящих зданий, которые якобы ухудшают обслуживание пассажиров.
Сегодня Сухумский вокзал отмечает свой день рождения за металлическим забором, поставленным в марте 2016 года. Тогда госкомиссия посчитала, что восстановление крыши обойдется примерно в 30 миллионов, а полная реконструкция – в миллиард рублей.
Железнодорожный вокзал в Сухуме был разрушен во время грузино-абхазской войны. Движение поездов тогда полностью прекратилось, а само здание использовалось как склад боеприпасов. Полноценное движение восстановилось только в 2004 году. Зимой Сухумский вокзал принимает поезд из Москвы раз в четыре дня, летом — по два состава в день из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и Воронежа. Пассажирский поток сильно разнится в зависимости от месяца. В январе 2016 года вокзал принял девять тысяч пассажиров, в феврале эта цифра упала до двух тысяч. Летом количество людей, приезжающих в столицу Абхазии, вырастает от 40 тысяч в июне до 100 тысяч в августе.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах