русдрам сухум
В РУСДРАМе рассказали о планах театра на вторую половину года
В РУСДРАМе рассказали о планах театра на вторую половину года Генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба на пресс-конференции ответил на вопросы журналистов о планах театра.
Генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба на пресс-конференции ответил на вопросы журналистов о планах театра.
Сухум. 4 июня. Апсныпресс. Дмитрий Басария. В Государственном русском театре драмы им. Ф. Искандера состоялась пресс-конференция, посвященная планам театра на вторую половину года. На вопросы журналистов отвечал генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба.
Рассказывая о достижениях театра, Хинтба отметил: «Мы активно продолжаем 37 театральный сезон, в течение которого уже сыграно 72 спектакля, не считая 18 спецпроектов. По плану, до конца сезона будет сыграно 108 репертуарных спектаклей. За прошлый год наш театр посетило более 30 тысяч человек. Хочу отметить, что в труппу театра приходят новые люди. Мы приняли в трупу двух молодых актеров Тимура Кварчия и Мадлену Барциц, которые уже великолепно проявили себя в премьере спектакля «Широколобый». Сделаем все, чтобы они росли профессионально. В этом году театр не получил увеличения финансирования, поэтому не удалось принять на работу больше людей. Тем не менее, мы готовим молодых специалистов в области светотехники, звука и режиссуры. Наш главный критерий при приеме на роботу – это любовь к театру».
При этом, гендиректор театра выразил надежду на увеличение финансирования в 2019 году, что позволит увеличить штаты. «Наша эффективность и успешность должна была привести к большему поощрению со стороны государства, но получилось наоборот. Мы находимся на 10 месте по финансированию из Фонда оплаты труда среди 25 культурных учреждений страны. И это несмотря на то, что театр является самым посещаемым в стране, и мы выпускаем больше всего спектаклей», – сказал Хинтба.
Среди планов театра на текущий год Ираклий Хинтба назвал особо значимые: «Впереди у нас грандиозные планы. 17-18 июля в театре ожидается премьера суперкомедии «Клинический случай» по одноименной пьесе Рея Куни. Уверен, что премьера спектакля вызовет аншлаг. В сентябре мы вновь организуем проект «Шедевры московской сцены», в рамках которого будет привезен спектакль «Три высокие женщины», в исполнении трех заслуженных народных артисток России Веры Бабичевой, Зои Кайдановской и Евгении Симоновой. Также, ведем переговоры с известным режиссером Российского государственного академического театра имени Е. Вахтангова Александром Коручековым по поводу переноса на нашу сцену спектакля «Кьоджинские перепалки», поставленного в театральной студии им. Щукина. Это должно произойти в октябре текущего года. Мы планируем открыть премьерой этого спектакля 38 театральный сезон. В ноябре в театре пройдет работа режиссерской лаборатории Союза театральных деятелей России. В рамках мероприятия, трое молодых российских режиссера поставят три отрывка из античной драматургии с участием актеров РУСДРАМа. Это станет большим событием для театрального искусства Абхазии. Самым ярким событием в абхазской театральной жизни станет премьера спектакля «Хаджи-Мурат» по одноименной повести Льва Толстого, которая состоится в декабре 2018 года. Постановщиками спектакля выступят Адгур Кове и Батал Джопуа. Спектакль «Хаджи-Мурат» практически нигде не ставился, за исключением отдельных театров кавказских республик. В свое время Георгий Данелия пытался экранизировать данное произведение, но по определенным причинам проект не состоялся. Сам Толстой бредил этой темой на протяжении 50 лет, редактировал повесть десять раз, но так и не опубликовал. Произведение вышло в свет только после смерти писателя».
Такая разная Абхазия: культурная жизнь и природные памятники страны
Абхазия много лет была одним из самых популярных курортов Советского Союза. О том, ради чего стоит посетить республику в наши дни, ИА «Удмуртия» постарается рассказать в своем очередном материале, посвященном «стране души».
Абхазия культурная
Как быть, если вашей половине больше нравится пляжный отдых, а вам не сидится на месте? В этом случае Сухум станет отличным выбором для вас. В столице Абхазии работают два театра: Национальный и Русской драмы. Каждая премьера становится буквально национальным праздником. Зрители приходят на спектакли в вечерних костюмах и непременно с цветами. На премьерах появляются многие члены правительства Абхазии, в том числе — президент. Билеты тоже лучше бронировать заранее, средняя стоимость – около 500 рублей.
Театр РусДрам в Сухуме Фото: ИА «Удмуртия» ©
Следует отметить, что работы в обоих театрах на высоте. Это касается как выбора репертуара, так и актерской игры, работы режиссера и подбора костюмов. В Национальном театре спектакли идут на абхазском языке, но это не должно вас пугать – там можно взять очень удобный в использовании прибор, с помощью которого можно услышать перевод в онлайн режиме. Рядом с театром расположен красивый фонтан, который заслуживает отдельного внимания.
Национальный театр в Сухуме Фото: ИА «Удмуртия» ©
Если вы поклонник живой природы, то обязательно посетите Сухумский ботанический сад. Впрочем, для жителя средней полосы России вообще вся Абхазия может показаться ботаническим садом: там на улицах вперемешку растут лиственные, хвойные деревья и пальмы. Проезжая по республике, можно найти кипарисовые и самшитовые рощи. Очень часто встречаются эвкалипты, которые в народе называют «бесстыдницами» за их особенность сбрасывать кору.
Ботанический сад в Сухуме Фото: ИА «Удмуртия» ©
В Сухуме же можно посетить обезьяний питомник или просто прогуляться по набережной. Несмотря на то, что она несколько потеряла свой лоск, там есть на что полюбоваться. Помимо роскошного вида на море, на набережной расположено множество малых архитектурных форм и памятников. Там же можно увидеть знаменитую «Брехаловку» — заведение, куда местные заходят обсудить волнующие их вопросы. Говорят, первый президент Абхазии Владислав Ардзинба утром по дороге в правительство непременно посещал это место, чтобы узнать, о чем говорит народ…
Природные памятники Абхазии
Следует признать, что республика настолько живописна, что каждый фотограф-самоучка с любой техникой в руках может снимать там шедевры. Буквально с каждой точки открываются пейзажи удивительной красоты. Но даже на фоне этой всеобщей радости эстета есть такие природные памятники, от которых буквально перехватывает дыхание. Конечно, об озере Рица и Голубом озере, водопаде «Мужские слезы», Новоафонской пещере все слышали десятки раз. Поверьте – именно в этом случае работает принцип про «Лучше один раз увидеть», причем – своими глазами.
Вход в Новоафонскую пещеру Фото: ИА «Удмуртия» ©
В последние годы посещение Новоафонской пещеры ограничили, но она стоит того, чтобы дождаться экскурсии. Десять залов различных размеров объединяются в огромную подземную галерею. Туристов проводят не по всем – часть из них труднодоступна или используется для научных целей. В одном из залов, благодаря его уникальной акустике, проводят музыкальные концерты. В пещерах есть подземные озера и уникальные геологические образования, например, каменный водопад.
Схема залов Новоафонской пещеры Фото: ИА «Удмуртия» ©
В пещере достаточно прохладно и влажно, так что не поленитесь захватить с собой куртку и позаботьтесь об удобной и нескользкой обуви.
Озеро Рица потрясающе красиво в любую погоду. Впрочем, спать по дороге к нему или листать ленту в соцсетях тоже не стоит – дорога к нему не менее живописна. Мосты и мостики через горную реку, Кодорское ущелье, которое является своеобразным природным холодильником, пасторального вида пасеки, Голубое озеро, водопад «Мужские слезы»… С этим местом, как и практически с любым в Абхазии, связана красивая легенда, которая легла в основу одной из традиций. Под водопадом есть помост, где влюбленные могут привязать ленточку-«желанку». На них пишут свои имена или пожелания.
Голубое озеро Фото: ИА «Удмуртия» ©
«Народное» имя Чабгарского карниза – «Прощай, Родина». Там с небольшой смотровой площадки открывается изумительный вид на дорогу из Кодорского ущелья.
Вид с Чабгарского карниза Фото: ИА «Удмуртия» ©
Горячие источники вряд ли можно отнести к памятникам природы, но жителей средней полосы России они наверняка заинтересуют. Если от земли поднимается пар – у нас это однозначно порыв на теплотрассе. А вот в Абхазии это – горячий источник. Некоторые из них приспосабливают для обогрева теплиц, а некоторые превращают в купальни. Частенько с ними соседствуют лечебные грязи. Даже если на улице +12, смело отправляйтесь на горячий источник. Вода там иногда бывает потеплее, чем у нас в трубах водопровода, так что замерзнуть вы не рискуете. Лично мне особенно пришелся по душе «массаж» горячими потоками воды, которые падали с высоты нескольких метров.
Горячий источник Фото: ИА «Удмуртия» ©
В следующем материале мы расскажем вам о истории Абхазии и ее православных объектах.
Напомним, что ранее мы рассказали о «советском» наследии этой страны и ее возможностях для любителей экстрима.
«Страна души»: культурная жизнь и памятники природы
3,443 posts
Мастер -класс « Как продлить отпуск на законных основаниях, продолжая работать»?#мхт #русдрам #пролетныйгусь #гастроли #павелващилин #actorslife #ялюблюсвоюработу ❤️ — 2 hours ago
СЕГОДНЯ и ЗАВТРА! Гастроли МХТ им. Чехова со спектаклем «ПРОЛЁТНЫЙ ГУСЬ»! Пропустить невозможно! Ждём всех? #мхтчехова #пролетныйнусь #театрискандера #русдрам — 4 hours ago
11 и 12 СЕНТЯБРЯ! «ПРОЛЁТНЫЙ ГУСЬ» — спектакль МХТ им. Чехова.? ‼️»Отличный спектакль. Две истории из жизни. Берет за душу. Необычная подача литературного театра, когда актеры по очереди играют одни и те же роли. При этом они рассказывают нам истории. Безусловно один из лучших спектаклей на московской сцене»‼️ #мхтчехова #театрискандера #русдрамапсны #русдрам — 1 day ago
14 СЕНТЯБРЯ в 12.00! Любимая детьми всех возрастов и их родителями «СКАЗКА О ТОМ, КАК ВОЛК АБГА СТАЛ РЫБАКОМ»! ??Восторг и удовольствие гарантированы! ???? Билеты в продаже! #волкабгаврусдраме #театрискандера #русдрам #русдрамапсны — 2 days ago
Сегодня я открыл театральный сезон, и довольно интересным образом. Всем проголосовавшим на избирательном участке давали браслеты, по которым можно было бесплатно получить билеты в театры. Конечно, совсем «халявой» это назвать нельзя, ведь за билетами в Русский драматический пришлось отстоять полуторачасовую очередь! Но спектакль того стоил: искрометная комедия «Всё кувырком» здорово подняла настроение и задала позитивный тон на весь предстоящий сезон! #русдрам #театр #спектакль #театральныйсезон — 2 days ago
11 и 12 СЕНТЯБРЯ! Впервые в истории в Абхазии в РУСДРАМе состоятся гастроли знаменитого Московского Художественного театра им. А.П. Чехова! Будет показан легендарный спектакль «Пролётный гусь». Успейте купить билеты! Это историческое событие пропустить невозможно! #мхт #театрискандера #мхтчехова #русдрам — 2 days ago
17 СЕНТЯБРЯ! Уверены, вы ждали этого спектакля? Потрясающая суперкомедия «КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ» — два часа смеха и абсолютного счастья гарантированы!???? Не пропустите, билеты в продаже‼️ #клиническийслучайврусдраме #театрискандера #русдрам #русдрамапсны — 3 days ago
«Хаджи-Мурат» — полный зал, колоссальный успех!! Бесконечная овация! Мы счастливы, это фантастика!! Спасибо всем❤️ #театрискандера #хаджимурат #русдрам #русдрамапсны — 4 days ago
Кто куда, а я в #театр Открытие сезона #русдрам #старыйдом #уфа — 5 days ago
БИЛЕТЫ В ПРОДАЖЕ! «Критика ахнула; кое-кто при этом всхлипнул — «Пролётный гусь» был очень трогательным спектаклем. Астафьевская проза пронзительна и страшна. Строгий и аскетичный «Пролётный гусь» временами действительно поражал: в этом спектакле не было постановочных блесток, зато жила астафьевская боль». #театрискандера #мхт #русдрам — 6 days ago
#Русдрам примет участие в первом Фестивале театров Дальнего Востока со спектаклем «Ричард III» в постановке Сергея Левицкого по пьесе Уильяма Шекспира. С 19 по 26 сентября в Хабаровске пройдёт первый фестиваль театров Дальнего Востока, который вошёл в госпрограмму развития театрального искусства на Дальнем Востоке, инициированную в 2018 году Театром Наций. Театральный #фестиваль такого масштаба, который охватил творческие коллективы большого федерального округа, пройдет впервые. Он задуман в формате смотра спектаклей без призов и выбора лауреатов, так как главными станут последующие обсуждения спектаклей. Театры Дальнего Востока получат экспертную оценку театральных критиков – Жанны Зарецкой, Владимира Спешкова, Оксаны Кушляевой и Ксении Аитовой, а также увидеть, чем живут театры в других регионах. #Шекспир написал пьесу об абсолютном злодее, который не остановится ни перед чем в стремлении обрести и не потерять власть, о его кровавом восхождении на трон и безжалостном правлении. Однако спектакль Сергея Левицкого далек от классического понимания трагедии. Режиссер представляет публике авторский театр, в котором предлагает и актерам, и зрителю «поиграть в Шекспира». Здесь трагедия в какой-то момент превращается в фарс, а шекспировский текст переходит «на рельсы» юмора. #Спектакль «Ричард III» вошел в Long-list Российского национального театрального фестиваля «Золотая маска-2019». В афише фестиваля также представлены театры из Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска, Южно-Сахалинска, Благовещенка, Магадана, Якутска и других городов. #ФестивалmТеатровДальнегоВостока #LongList #РичардIii #дфо #ЗолотаяМаска2019 — 9 days ago
7 сентября! Невероятный, магический, проникновенный, удивительно красивый спектакль «ХАДЖИ-МУРАТ»! Последний показ в сезоне, не пропустите! Билеты в продаже! #русдрам #театрискандера #хаджимурат #хаджимуратврусдраме — 9 days ago
Сегодня, в воскресенье, билеты на «Пролётного гуся» и любые другие спектакли можно приобрести только в офисах @a_mobile_apsny ❤️и онлайн на сайте rusdram.org #русдрам #театрискандера #амобаил #русдрамапсны — 10 days ago
Первая из «театральных сенсаций» осени?? Гастроли знаменитого МХТ им. А.П. Чехова в РУСДРАМе??? 11 и 12 сентября‼️ Билеты в продаже! При поддержке @mincult_russia и @mc_ra_apsny #театрискандера #мхт #мхтчехова #пролетныйгусь #русдрамапсны #русдрам — 11 days ago
11 и 12 СЕНТЯБРЯ! Сенсация! ?Гастроли МХТ им. Чехова в РУСДРАМе! ?Будет показан легендарный спектакль Марины Брусникиной «Пролетный гусь». Билеты в продаже! #русдрам #мхт #театрискандера #мхтчехова — 11 days ago
Мы завершили театральный август. Сыграли множество спектаклей, наш зал был всегда полон. Я даже не говорю уже, что это «беспрецедентно», «такого никогда не было в истории нашего театра», «мы творим историю своими руками» — это и так всем понятно) Что же дальше? С сегодняшнего дня до 6 сентября занимаемся косметическим ремонтом сцены (за свой счёт). Обновим планшет, вычистим и выкрасим в чёрный цвет внутреннее пространство. Очистим от пыли осветительные приборы. И тд. и тп. 7 сентября сыграем «Хаджи-Мурата», а 11 и 12 сентября ждём в гости МХТ им. А.П.Чехова. Опять «творим историю» — и это правда, ничего не поделаешь))) #театрискандера #русдрам #мхт #мхтчехова — 11 days ago
Марадона. Год без бродяги из Сухума
Как-то незаметно прошла годовщина печального события. В начале июля 2017 года умер один из символов Сухума последних десятилетий — знаменитый Марадона. Сложно было представить столицу Абхазии без этого легендарного персонажа. И летом, и глубокой осенью, в шортах, без рубашки, с поседевшей бородой, с бутылкой шампанского или стаканом, на набережной, в центре города, в парке или на остановке – в каждом уголке Сухума можно было его увидеть. Редко, кто не слышал от него громогласные тосты, пожелания мира, добра, и, из песни слов не выбросишь, неизменный мат. Марадона это Марадона.
Марадона был личностью, безусловно, эпатажной. Звали его вообще-то, Шамиль Григорьевич Галин. Родился он в 1951 году в Уфе и последние три десятилетия был самым настоящим сухумским бродягой. Многие считали его сумасшедшим, но судя по всему, он просто был человеком с чудинкой и стойкой алкогольной зависимостью. Впрочем, его пристрастие к веселящим напиткам не слишком мешало горожанам. Мужичком он был веселым и не злобливым. Частенько и местные жители, и туристы беседовали с непоседливым чудаком на улицах Сухума или на сухумской набережной.
По словам самого Марадоны, прозвищем своим он обязан своей способности шустро собирать пустые бутылки после футбольных матчей. Как раз0 в конце 80-х, во всем мире непосредственно Диего Марадона был страшно популярен.
Бродяга из Сухума
Беда случилась ночью 3 июля 2017 года. Скорая по вызову приехала на улицу Воронова к фонтану у кафе «Сказка», где обнаружила тело Марадоны. Ночью понедельника в 0:30 в скорую помощь поступило сообщение об обнаружении тела человека в фонтане у кафе «Сказка». Бедолага захлебнулся в фонтане, находясь, очевидно, как с ним обычно бывало, в подпитии. Спасти его возможности у медиков уже не было.
Очень многие в Сухуме переживали по поводу этого трагического события. В соцсетях было создано несколько инициативных группс целью организовать достойные проводы в последний путь легенды сухумских улиц. А по заданию мэра Сухума жилищное и коммунальное управления помогли в организации похорон Шамиля Галина.
Прошел год, как не стало веселого бродяги из Сухума. Но, наверное, многим горожанам до сих пор представляется, что через минуту из-за угла появится неунывающий Марадона с бутылкой в руке и огласит своим криком ближайшие окрестности. Спи спокойно, Марадона.
Театры Сухуми
Абхазский государственный драматический театр имени С.Чанба
Это главный драматический театр Республики Абхазия, носящий имя писателя и государственного деятеля, основоположника абхазской драматургии Самсона Чанба.
Театр был открыт в 1912 году при небольшой, но престижной гостинице «Гранд-отель». До революции владельцем и гостиницы, и театра был сухумский купец 1-ой гильдии Иоаким Алоизи, но в 1921 году гостиница стала называться «Бзыбь», а в 1931 году театр Алоизи был переименован в Государственный театр Абхазии. В 1967 году театру было присвоено имя Самсона Чанба.
В 1943 году в результате атаки немецкой авиации здание полностью сгорело, но в 1952 году его реконструировали (архитектор М. Чхиквадзе), вследствие чего комплекс старинных зданий, построенных в стиле модерн, сильно изменился, превратившись во внушительное строение а-ля «сталинский ампир».
Однако театр по-прежнему причудливо красив. В зрительном зале 700 мест, он радиофицирован, и спектакли идут с переводом на русский язык. Коллектив театра неоднократно принимал участие в международных театральных фестивалях и конкурсах. В репертуаре театра как классические, так и современные пьесы. Также это одно из немногих мест, где можно увидеть постановки по произведениям абхазских драматургов.
Русский драматический театр
Русский драматический театр находится в Абхазии,в городе Сухум. Открылся он в 1981 году и назывался Государственный русский театр юного зрителя. А в 1990 году его переименовали в русский театр.В репертуаре театра классическая и современная драматургия, также детские спектакли.
После грузино-абхазской войны здание театра было разрушено, а труппа утрачена. Но в период с 2000 по 2007 год его отремонтировали, коллектив актеров был собран. Труппа сейчас немногочисленна, но зато состоит из ярких индивидуальностей.Сейчас русский драматический театр привлекает очень много зрителей Абхазии, также и туристов. Актеры труппы выезжают на гастроли, они объездили уже много стран и городов.В 2009 году здание театра капитально отремонтировали и переоборудовали. Теперь зал может вместить 500 зрителей.
УПРАВЛЕНИЯ и ОТДЕЛЫ
ДОМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Автобусный рейс «Старый поселок — Рынок» восстановят после 7 лет перерыва
16 сентября будет запущен рейсовый автобус по маршруту «Рынок — Старый поселок – Рынок».
Коммунальные службы продолжают лечение пальм от опасных вредителей
Коммунальные службы Администрации Сухума приступили к очередной обработке пальм от опасных вредителей красного пальмового долгоносика и уругвайской огневки.
Первый звонок прозвучал для 963 первоклассников столичных школ
Торжественные линейки, посвященные началу учебного года, прошли во всех сухумских школах.
Подача воды в центральной части города будет восстановлена к вечеру
В связи с аварией, произошедшей в ночь на 1 сентября на насосной станции №2, была приостановлена подача воды в центральной части города и в микрорайоне Маяк.
Глава Сухума поддержал кандидатуру Метшина на пост президента Всемирной организации ОГМВ
В 2018 году г. Сухум вошел в Международную ассоциацию «Евразийское региональное отделение Всемирной организации Объединенные Города и Местные Власти».
Два корпуса 2-й школы будут готовы принять учащихся в начале октября
Действующая Комиссия по ликвидации последствий пожара в средней школе №2 им. А.С.Пушкина во главе с председателем, советником премьер-министра Астамуром Джикирба проинспектировала ход восстановительных работ, проводимых с момента возгорания школы.
Водоканал: бесперебойное водоснабжение келасурской линии будет восстановлено к концу рабочего дня
Проблемы с подачей воды в районах столицы Келасур, Синоп и Турбаза связаны с уменьшением количества воды в реке Келасур.
Поздравление с Днем Международного признания независимости Республики Абхазия
Администрация г. Сухум поздравляет всех граждан Абхазии с одиннадцатилетием признания независимости нашей Республики. Наш народ прошел сложный путь к этой цели и пожертвовал многим. Желаем развития и процветания нашей стране…
РУСДРАМ дошел до Малой Бронной
На прошлой неделе сухумский Русский театр драмы имени Фазиля Искандера, или, как его называют, РУСДРАМ, провел презентацию своего нового проекта «Шедевры московской сцены», в рамках которого с гастролями в Абхазию будут приезжать самые именитые театры Москвы.
Этим летом в культурной жизни Абхазии произойдет важное событие: Русский театр драмы при поддержке Министерства культуры начнет проект, главная цель которого заключается в том, чтобы дать абхазскому зрителю возможность увидеть самые лучшие московские спектакли. И начнутся «Шедевры московской сцены» с гастролей в Сухуме Театра на Малой Бронной.
Об этом театре и его художественном руководителе рассказал генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба: «Проект «Шедевры московской сцены» в нынешнем году предполагает гастроли в Абхазии московского Театра на Малой Бронной. Это известный театр, один из лидеров театрального процесса в России, который возглавляет выдающийся режиссер Сергей Голомазов. Знаете, я всегда любил театр. И, когда учился в Москве, на протяжении девяти лет я ходил в театр очень часто, два-три раза в неделю. И видел, наверное, все, что можно было увидеть. Но вот спектакли Голомазова на меня всегда производили самое сильное впечатление. Это режиссер, который умеет сделать так, чтобы зритель вышел из зала потрясенный. Это мастер формы, мастер работы с артистами, мастер кульминации в спектакле. Сегодня Театр на Малой Бронной с приходом Голомазова стал одним из самых посещаемых в Москве».
РУСДРАМ дошел до Малой Бронной
No media source currently available
С 26 по 30 июня абхазский зритель получит уникальную возможность увидеть четыре спектакля из репертуара Театра на Малой Бронной, которые уже получили широкое признание публики по всему миру: участник престижного Авиньонского фестиваля спектакль «Волки и овцы» по комедийной пьесе Александра Островского, «Княжна Марья», показывающий взгляд на события романа «Война и мир» Льва Толстого глазами неглавного персонажа – княжны Марии Болконской, «123 сестры» по мотивам пьесы Антона Чехова и спектакль «Особые люди», посвященный родителям детей с особенностями развития.
По словам Ираклия Хинтба, проект получается очень серьезным. В Абхазию вместе с режиссером Сергеем Голомазовым приедут 25 актеров, художник по свету и звукорежиссер. К тому же из Москвы будет привезена часть декораций для спектаклей.
Министр культуры Эльвира Арсалия пояснила, почему этот проект важен для Абхазии: «Театральная жизнь в последние месяцы бьет ключом. Пару недель назад у нас прошли сразу две большие премьеры: и в Абхазском театре, и в Русском. И мы очень рады этому. На самом деле в Абхазии театр всегда занимал особое место в культурной жизни. Публика у нас ходит в театр, она разбирается в нем. И в последнее время чувствуется, что руководителю театра в наших условиях надо прикладывать массу усилий, чтобы постоянно держать зрителя в поле театральных событий. Но я уверена, что этот проект будет интересен не только с точки зрения эффективного театрального менеджмента, но он является важной частью нашей культурной политики: знакомить зрителя с другими театрами, содействовать взаимодействию творческих коллективов».
Ираклий Хинтба рассказал журналистам и о других планах Русского театра драмы. 15 июня состоится премьера нового спектакля – комедии «Примадонны» по пьесе американского комедиографа Кена Людвига, которую ставит московский режиссер Сергей Ефремов. А 20 июня пройдет показ спектакля «Софичка» по одноименному произведению Фазиля Искандера, в котором будут играть абхазские студенты из Театрального института им. Б. Щукина.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
batal
немного обо всем
21 мая 2019 г. достигнут компромисс между властью и оппозиций о переносе выборов на август этого года.
Мне нравятся люди склонные к компромиссу. Компромисс как комплимент — оружие сильных. А сильные люди всегда обладают видением, сердцем, умом. Им всегда сложно убеждать своих, что дорога к цели, без компромиссных остановок, губительна и не эффективна. Но именно им они, тем не менее , делегируют право решать судьбы страны. И свои.
Ничего подобного я не видел уже десятки лет. Феерический, без единого изъяна спектакль. Все актеры включены полностью, на протяжении двух действий, даже когда за кулисами, играют, точнее живут в паре и парах. Короче, музыка, хореография, свет, костюмы, молодость, красота, бесподобыне реплики, нюансы характеров героев в жестах, мимике, интонациях, уловленные режисером и сыгранные актерами, талант и много, много работы делают чудеса. Я ошеломлен! Спектакль, в котором все главные герои! Огромное спасибо Александру Коручекову, Евгению Князеву, Ираклию Хинтба. Перечисляйте дальше)))))))))))
Эмиль Петров , Марина Сичинава , Александр Коручеков , Тимур Кварчия , Лоида Лада Тыркба , Инал Инапха , Milana Lomiya , Аманда Кварацхелия , Осман Абыхәба , Irina Delba , Аслан Киут , Ираклий Хинтба , Кирилл Шишкин , Милана Ломия и Мадлена Барциц .
Пожалуй один из немногих людей Абхазии сохранившим до старости внутреннюю чистоту и почти детскую непосредственность. Будучи одним из столпов науки в маленькой стране, описавший историю, из которой мы черпали силу для своей национальной идентичности в тяжелые годы депрессий и гонений на абхазов, так и остался в моей памяти: спокойным, интеллигентным, говорящим в полголоса, с аристократическим акцентом, только не надо мне тут говорить, что такого не бывает, я его и сейчас слышу, и светлым. Сама его жизнь, это уже часть истории. Такое с нами уже вряд ли может случиться в ближайшие десятилетия. Все-таки другая эпоха, другие ценности, понятные, не размытые. И цельность. Ибо иначе можно было потерять самое главное в то время: себя.
Какое счастье что мне удалось не только взрослеть и думать, читая его исторические и этнографические истории, но не одно десятилетие видеть его, слушать, работать. И дружить.
Смотрел «Эксклюзив» с Родионом Нахепетовым на Первом канале у Борисова. Вообще все эти передачи, в которых участвует целый гадюшник в зале с вопросами-пристрастием всегда выбивают почву из-под ног. А тут такой уровень интеллигентности и доброты. Все-таки если на скамье «допрашиваемого» сидит человек высокой культуры он не позволит никому, даже самым злостным, и порой оплаченным вопрошающим, перейти черту, за которой человек теряет свое лицо и душу.
Респект Родиону Нахапетову его дочерям и жёнам! Высокий уровень человечности, любви, интеллекта, короче можно перечислять нескончаемо. Даже слезу пустил в конце от восторга, видя человека с нерастраченной в довольно-таки сложной жизни внутренней чистоты.
Именно таким он был во всех фильмах, ставшими культовыми, независимо от того, что он играл и ставил.
Андрей Битов и Даур Зантария
Конец 70-х — начало 80-х годов прошлого века, несмотря на то, что это время именуют эпохой двоемыслия и застоя, оно было невероятным по впечатлениям. То было время, когда мы жадно рыскали в поисках авторов, закрытых для массового пользователя, но которых, если постараться, можно было найти.
Время, когда сформировалась так называемая подпольная или кухонная культура, которая стала постепенно прорываться за рубеж. Тогда очень немногие люди имели возможность читать книги хороших писателей, философов, историков. Такое же положение было и в сфере музыки, изобразительного искусства, театра и кино, когда наиболее одаренные вынуждены были покидать родину, а других просто высылали или, что еще хуже, ограничивали к показу или прослушиванию.
На этой заупокойной волне наиболее ярким событием было знакомство с книгами американского издательства «Ардис». Некоторых из авторов мы впервые читали, о других слышали, но не имели возможности найти на книжных прилавках и в библиотеках. Среди них были ставшие уже всемирно известными Аксенов, Ахмадулина , Вознесенский, Высоцкий , Ерофеев, Довлатов, Лимонов, Окуджава, Трифонов и многие другие. В их числе, конечно же, были и Андрей Битов, издавший «Пушкинский дом», и Фазиль Искандер.
Помимо этого, ардисовцы издавали Цветаеву, Ахматову, Мандельштама, Гиппиус, Хлебникова, Платонова, Бабеля, которых тогда нигде невозможно было найти. Многих из них мы читали в самиздатовских машинописных сокращенных версиях. В те же годы вышел и литературный альманах «Метрополь», опубликовавший тайно вывезенные из СССР рукописи многих советских авторов, запрещенных и практически не издаваемых на тот период писателей. Издательство «Ардис», кстати, выпустило в полном объеме эпический роман «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера, который потом уже не раз переиздавали, и сегодня он вполне доступен каждому.
Цензура провоцировала интерес
Всех этих авторов сегодня уже можно найти в интернете, купить в книжных магазинах. Но тогда знакомство с их творчеством было для нас глотком свежего воздуха, в котором витал будораживший нас запах свободы. Мы завороженно повторяли имена писателей, публиковавшихся за границей, передавили из рук в руки книги, достававшиеся нам невероятным путем. Возможно, именно цензура провоцировала наш интерес к опальным писателям и мыслителям и отчасти оказала положительное воздействие на наши вкусы в литературе, музыке, живописи и главное — на стремление к свободе самовыражения.
Абхазские аспиранты в Москве были именно теми счастливчиками, которым, благодаря Руслану Джопуа и Дауру Зантария, знавшим многих писателей лично, перепадала возможность читать, а некоторые вещи даже скопировать. С их помощью мы открыли для себя имена неординарных и талантливых современных авторов, зачитывая до дыр известных, но давно запрещенных поэтов, писателей, философов, а потому и особенно желанных. А Пуся, так звали друзья Руслана Джопуа, приносил нам редкие издания или запрещенные книги на один день, и они моментально нами тиражировались. Я отчетливо помню время учебы в Москве, когда все эти книги я ксерокопировал для своих друзей. Ксероксы тогда только входили в наш быт. Их было считанное количество. Один из них базировался на одном московском предприятии, в котором работала моя подруга. Он был такой огромный, что занимал целую комнату. Я носил им оригиналы редких книг, пакетики с мандаринами и иной экзотической снедью, которую нам присылали на поезде из Абхазии. За мизерные деньги, которыми мы оплачивали бумагу и внеурочную, а главное — тайную, работу оператора, нам тиражировали эти книги и там же сшивали в замечательные переплеты. В моей библиотеке появились произведения Искандера, Булгакова, Пастернака, Бродского, Ахматовой, Цветаевой, Льва Гумилева (зачитывался его пассионарной концепцией этногенеза) и многих других, которых невозможно было тогда достать.
Это было время, когда мы открывали для себя новые имена во всех сферах. Ходили на запрещенные выставки художников, прослушивали бардовские песни в подвалах московских домов. Один раз я даже слушал на одном из андеграундов, так назывались эти полуподпольные импровизации в подвалах домов или странных клубах, песни Жака Бреля, известного французского актера и музыканта, коммуниста, впавшего тогда в немилость властей за вольную интерпретацию коммунистических ценностей и запрещенного на какой-то период в стране. Среди писателей наиболее ярким для меня было знакомство с творчеством Чингиза Айтматова, подарившего нам понимание природы манкуртизма через историю человека с рабским сознанием, полностью подчиненным хозяину и ничего не помнящего из предыдущей жизни. Одно название его повести «И дольше века длится день» уже было законченным произведением. Невероятным также было для меня открытие Тимура Пулатова, восточного писателя, излагавшего мысли на замечательнейшем русском языке, и, конечно же, Андрей Битов, потрясший нас своими проникновенными заметками о Кавказе.
Собственно о Битове
Так вот, в начале 80-х Андрей Битов как-то приехал в Абхазию. Он много путешествовал тогда по Кавказу. В один из вечеров я попал к Дауру Зантария, где и увидел Битова. Я практически не говорил, с упоением вкушал его диалог с Дауром, который проходил в смешанном аромате запаха сигарет и кофе, и разумеется под чачу. Лариса, жена Даура, периодически приносила нам новые порции кофе. И вдруг к нам пришел в гости один мужчина, которого кто-то из друзей Даура решил познакомить с Андреем Битовым. Даур его рекомендовал как представителя русской интеллигенции, кажется, он жил в Агудзере. Не успел гость присесть, как начал сразу же рассуждать, обращаясь только к Битову, на разные темы: о культуре вообще, о литературе, о чем-то касательно местных обычаев и менталитете, о роли просвещения, в том числе идущего посредством русской культуры и языка, явно намекая на то, что он и есть один из его проводников. Я с некоторым раздражением слушал его. Меня смущала менторская и заговорщицкая тональность изложения некоторых событий, их странное толкование, но не встревал в беседу, ибо заметил, как Битов внимательно, затаив дыхание, со странным выражением лица слушал собеседника, иногда с удивлением задавая уточняющие вопросы. Не помню, сколько это длилось, но гость все-таки закончил рассуждения и ушел. Неловкая пауза после его ухода давила на нас своей неопределенностью. Молчание повисло под потолком в клубах сигаретного дыма. Пауза была не очень долгой, но слегка неловкой. Мэтр прервал ее неожиданно, но плавно. Почти не обращаясь к нам, а скорее проговаривая для себя, произнес:
— У меня cейчас такое впечатление, словно я сидел под грушей, расслабленно наслаждаясь исходящей от не прохладой, любуясь нежной зрелостью ее плодов, вкушая тонкий аромат исходящего от них благоухания, и вдруг мне на голову вместо них падают плоды тунгового дерева.
Почему он вспомнил именно тунг я не понял, но, видимо, его поразило обилие этих странных деревьев с несъедобными плодами, принесенных из далекой Азии и высаженных по всей Абхазии. Мы не стали уточнять, но было понятно, что его озадачила та беседа.
На второй день с утра мы встретились на набережной и спешно двинулись в ресторан «Рица». Битов очень интересно говорил на разные темы, под водочку, разумеется, мы слушали совершенно простые и потрясающие рассуждения о вещах, казалось бы, простых, но представших совершенно с другого ракурса. Я часто испытывал на себе его пристальный взгляд, скорее всего это было вызвано тем, что я был для него новым лицом в окружении Даура. Иногда он обращался ко мне, и мне приходилось, преодолевая охватившую меня робость, тоже вступать в беседу.
После его отъезда мы шли с Дауром по набережной в поисках подходящей компании для кофепития на «Амре», и вдруг он мне выдал:
— Кстати, Битов сказал о тебе, что ты ему напоминаешь рафинированного петербуржца, которого уже редко можно найти.
Я обиделся. Мне не понравилось определение «рафинированный», ядовито произнесенное Дауром, на что тот ехидно отреагировал:
— Вот негодяй, почему он именно тебя так назвал и не разу не обозвал так меня!
Так тогда я и не понял — то была хвала или хула, но это было. Как жаль, что тогда, в молодости, я редко записывал свои впечатления от различных встреч, но вдруг вспомнил именно этот рубеж — конец 70-х – начало 80-х, и эти два дня, проведенные в компании Андрея Битова. Вспомнил, когда пришло сообщение об уходе мэтра российской литературы.
Новый сезон русского драмтеатра в Сухуме открылся постановкой режиссера из Архангельска
СУХУМ, 26 октября. /ТАСС/. Архангельский режиссер Андрей Тимошенко поставил в Государственном русском театре драмы имени Фазиля Искандера (РУСДРАМ) в Сухуме спектакль «Ревизор» к открытию нового 37-го театрального сезона. Об этом рассказал журналистам генеральный директор театра Ираклий Хинтба.
«РУСДРАМ открыл 26 октября 37-й сезон спектаклем «Ревизор» в постановке Андрея Тимошенко — главного режиссера Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова. Над спектаклем работала мощная творческая команда: художник-постановщик Виталий Кацба, художники по костюмам и по свету Ирина Титоренко и Андрей Ребров», — сказал Хинтба.
По его словам, Тимошенко — представитель вахтанговской школы, и в этом спектакле вахтанговское начало ощущается в полной мере. «Это и праздничность, и яркость, и острота, и динамика», — отметил гендиректор.
«Я благодарен, что меня пригласили на этот спектакль, потому что у каждого режиссера есть вещи, которые он мечтает поставить, но они иногда откладываются по разным обстоятельствам. Когда РУСДРАМ предложил мне поставить «Ревизора», я радостно согласился», — сказал Тимошенко.
Прошлый сезон театр также открыл постановкой Тимошенко — это был спектакль «Рождество в доме Купьелло».
Другие премьеры
В 37-м театральном сезоне зрителей ждут и другие премьеры Государственного русского театра драмы. В конце декабря режиссер Джамбул Жордания поставит детский новогодний спектакль, а первой премьерой 2018 года станет постановка эстонского режиссера Антона Киселюса «Игрок» по Федору Достоевскому. «Это будет не спектакль в том виде, в котором привыкли видеть, это будет концертное исполнение романа Достоевского — очень сложносочиненное действо, в котором примут участие артисты нашего театра и будущие актеры, часть из которых обучается в Театральном институте имени Щукина», — отметил Хинтба.
Киселюс поставит в конце апреля еще один спектакль — «Все мои сыновья» по пьесе американского драматурга Артура Миллера. «Это одна из лучших пьес XX века, которая была поставлена в 1947 году на Бродвее и принесла Миллеру колоссальный успех. Это очень сложный материал с великолепными ролями, и для наших актеров это будет интересная история в их жизни», — сказал Хинтба.
Также 12 июня состоится премьера спектакля по произведению Искандера «Сандро из Чегема». «Искандер — это наше национальное достояние, и спектакли по его произведениям будут проходить в нашем театре, носящем его имя. Спектакль поставит режиссер Искандер Санаев, которого рекомендовала Гильдия театральных режиссеров России и лично Валерий Фокин, худрук Александринского театра в Санкт- Петербурге», — сказал Хинтба.
Он отметил, что в основу спектакля Санаева ляжет часть романа «Сандро из Чегема» под названием «Широколобый». «Это история о людях, о любви, о мужестве, о чистоте, нравственности и смелости», — сказал гендиректор театра.
В предыдущем театральном сезоне театр показал 100 спектаклей. По словам Хинтба, «сыграть 100 спектаклей в течение одного театрального сезона в Абхазии — огромное достижение и абсолютный рекорд в послевоенной (с 1993 года — прим. ТАСС) истории театра».
Абхазия нетуристическая: 10 мест, куда ходят жители Сухума
Сухумская гора
Упадок роскоши на улицах старого города
Всего пять минут ходьбы от набережной, и вы попадаете в совершенно другой мир с красивой аутентичной архитектурой. На пересечении улиц Гулия и Шотландской находится вилла Алоизи в восточном стиле — сейчас она на реконструкции, но ещё не так давно являла собой тот самый упадок роскоши, который так любят туристы. Улицы Шотландская, Ласурия и Папаскири, — пожалуй, здесь можно получить самое концентрированное впечатление о старом Сухуме. А если пойдёте вверх по улице Папаскир, окажетесь в лесопарке со спорадическими архитектурными формами сталинского ампира. А ещё, задержавшись здесь до вечера, можно понаблюдать за тем, как вверх к смотровой площадке на дикой для серпантина скорости проносятся чёрные мерседесы для каких-то своих тёмных дел.
Выразительный пригород Сухума с лучшими в городе пляжами
В Сухуме в советское время работало довольно много научно-исследовательских институтов, и вокруг каждого из них строился жилой район. Так, Физико-технический институт расположился в красивейшем, сегодня самую малость одичавшем, Синопском парке, который был высажен полковником Введенским ещё во второй половине XIX века. Наша замечательная подруга, писательница и журналистка Надя Венедиктова выросла в этом научном районе и умеет потрясающе рассказывать о вечеринках в Синопском парке, интеллектуальных разговорах и особенном укладе жизни, который сегодня можно лишь воображать. К сожалению, в замечательное конструктивистское здание СФТИ не попасть, но можно посмотреть снаружи, да и сам район живописнейший. Вверх по улице за гигантской неоконченной стройкой жилого комплекса находится дендропарк, а через дорогу — отличные оборудованные песчаные пляжи, на которые съезжаются все сухумчане. В центре города они, как правило, не купаются.
Ворота в мир современной интеллектуальной тусовки
Проект «Склад» был запущен силами энтузиастов на территории действующего склада Драмтеатра три года назад. Выставки современного искусства, мастер-классы, воркшопы по урбанистике, лекции местных и приезжих экспертов, фильмы (от образовательных до развлекательных) — Sklad занял совершенно пустую нишу и активировал целый пласт людей, которым некуда было приложить силы ранее. У проекта есть сайт, страницы в соцсетях, но многие приезжие заходят, просто увидев современную вывеску. Обычно это иностранные художники, журналисты, исследователи и просто туристы. Большинство событий планируется заранее, но есть примеры и очень крутых спонтанных лекций, из последнего: в сентябре здесь выступил Томас Дворжак — директор фотоагентства Magnum Photos.
Главным событием сезона 2018/19 стал Первый сухумский урбанистический форум «Среда обитания». Организаторы сфокусировали внимание на важных темах для города и страны в целом: от тактического урбанизма и перезагрузки постсоветского города до безопасности на дорогах и экологии. Проект привлекает экспертов из России для работы с местными активистами, что является отличным примером практического взаимодействия.
Ещё один мощный проект, вызвавший высокий интерес художников со всего мира, — арт-резиденция на базе Sklad, в рамках которой несколько художников из разных стран на протяжении месяца работали в Сухуме. И это при том, что резиденция не имеет возможности размещать и привозить художников за свой счёт. Сейчас проект на паузе из-за нехватки времени, но это временно.
Лакоба, 31, вход в арку
Сухумские театры
Абхазский драматический и более молодой Русдрам
В Сухуме два государственных театра — Абхазский драматический имени Самсона Чанба (1931 год) и Русский театр драмы имени Фазиля Искандера (1981 год). Интересно, что ещё шесть лет назад ни один из них не работал, а в 2014-м оба были отреставрированы и оснащены оборудованием. Здания расположены в самом центре города, на соседних улицах. Абхазский театр — у знаменитых фонтанов на набережной Махаджиров, а Русдрам — на проспекте Леона, тоже в двух шагах от набережной.
Главное отличие театров — это, конечно, язык. В Абхазском драматическом все спектакли ставят на государственном языке, что во многом определяет репертуар. Постановки здесь часто носят исторический характер: «Гумистинская баллада», «Махаджиры», «Махаз». Не бойтесь, что ничего не поймёте, — для русскоговорящих зрителей заботливо предусмотрели синхронный перевод. За последний год штатный режиссёр Абхазского драматического театра Мадина Аргун поставила два интересных по форме спектакля — «Дом Бернарды Альбы» по Лорке и «Носороги» по Ионеску. Испанская история при всём аскетизме выглядит очень современно, многие зрители отмечают актуальность истории этой южной семьи и в наши дни. «Носороги» же выглядят более провокационно, режиссер намеренно шла на риск, чтобы встряхнуть публику, привыкшую к классическим постановкам. В спектакле занято довольно много молодых актёров, интересны и декорации художника Нодара Цвижба.
Русский театр более юный и по году основания, и по среднему возрасту труппы. Под руководством Ираклия Хинтба он стал символом театрального коммерческого успеха. Управленец и политолог по образованию пришёл в 2016 году с готовой концепцией преобразований: ребрендинг, привлечение инвесторов, увеличение количества премьер в год, увеличение продаж билетов в несколько раз и привлечение приглашённых режиссёров для постановок. Вообще, Русдрам — это новое концептуальное название театра. Сначала оно казалось непривычным, но сейчас уже как родное. Из знаковых постановок стоит отметить премьеру этого года «Все мои сыновья» по пьесе Артура Миллера в постановке Антона Киселюса и детский спектакль для взрослых «Чёрная курица и подземные жители». Оба спектакля могут заставить вас достать носовые платочки. И если «Чёрная курица» — это дань воспоминаниям детства, то постановка Киселюса играется на разрыв сама по себе. Зрители сидят прямо на сцене (ход не новый, но в нашем театре он выглядит свежо), что добавляет реалистичности и накала страстей. Посмотреть эту постановку из репертуара Русдрама стоит в первую очередь.
Можно сказать, что в Сухуме произошла небольшая театральная революция. Нельзя пока сказать, что наши театры ультрановаторские или новомодные, они такие, какими и должны быть. Помимо прочего, эти две площадки иногда становятся плацдармом для фестивалей: в Абхазском театре несколько раз давала концерты оперная дива Хибла Герзмава, а Русдрам принимал первый кинофестиваль в этом году. У руководителей обоих театров есть далеко идущие планы по расширению репертуара и географии ввозимых и вывозимых гастрольных туров. Рекомендуем следить за анонсами.