пицунда органный зал
Пицунда Органный концерт
Пицунда это небольшой курортный городок в Абхазии, находящийся в получасе езды от Гагры, который расположен в бухте Черноморского побережья, считается, что вода здесь чище и теплее. Дорога в Пицунду пролегает через чудесные фруктовые сады Абхазии.
Большую половину города занимает территория Пицундского заповедника, где сохранилась самая обширная в мире роща реликтовых сосен. У городского общественного пляжа сосновый лес подступает вплотную к морю, что создает совершенно необыкновенный экзотический колорит.
Так же в Пицунде есть центральный пляж, который находится на территории пансионата Пицунда. Пляж очень чистый, территория ухожена, и на входе расположена скульптурная композиция работы Зураба Церетели, Ныряльщики.
Главной достопримечательность и основной целью поездки в Пицунду является Патриарший собор в честь Андрея Первозванного, уникальный христианский памятник, старинный храм Х века, построенный из камня и кирпича. Храм чудом сохранился и сегодня выглядит так же, как и тысячу лет назад.
В 1970-е годы в храме был установлен орган, один из самых больших на территории бывшего СССР. Инструмент изготовили в Европе, специально для этого помещения, с учетом его особенностей.
Пицундский орган один из самых величественных и лучших органов в мире. Здесь идеальная акустикадля органа.
Сегодня в храме не проводят церковные службы, здесь звучит органная музыка, в исполнении замечательных и талантливых исполнителей.
На разных площадках выступают лучшие творческие коллективы Абхазии. В Пицундском храме, регулярно проходят концерты классической и органной музыки, в которых принимают участие лучшие исполнители и коллективы, а так же выступает Государственная хоровая капелла Абхазии.
В программу входит: Органный зал в Пицундском Соборе X века, Археологический музей, Дольмен, Реликтовая Сосновая роща, курорт Пицунда и пляж. По желанию органная музыка + 600 р.
Форма одежды: удобная обувь.
Время экскурсии с 13:00 до 20:30.
Дни проведения: вторник, среда, четверг, суббота.
Выезд из Сухума и Нового Афона.
Стоимость экскурсии: Взрослые 700р., дети от 7 до 12 лет 600 р.фильмы бесплатно
Как самостоятельно побывать на экскурсии оргáн в Пицунде
Если вы отдыхаете в Абхазии и решили посетить Пицунду, то скорее всего вас повезут на экскурсию в Пицундский Патриарший собор слушать оргáн, потому что смотреть здесь больше нечего. А что можно посмотреть в Храме, и как выглядит концертный зал под сводом собора, вы узнаете из этой статьи.
Как добраться до органа в Пицунде
Мы решили не покупать экскурсию, а отправились в Пицунду самостоятельно из Гагры. Для этого нужно просто дойти до автобусной остановки, о расположении которой вам скажет любой местный житель и сесть в маршрутку. Цена проезда — 30 рублей. Расстояние от Гагр до Пицунды — 29 км., но в пути нам скучать не пришлось, так как за окном был потрясающий пейзаж из кавказских гор.
Лучше планировать поездку с утра, так как к вечеру уехать из Пицунды дешево проблематично. Городские автобусы курсируют между курортами до 6 вечера, а потом на дорогу встают таксисты, которые уже выставляют совсем другие цены.
Пицунда — это маленький курортный город, и если вы приезжаете в него самостоятельно, то вас высадят на площади, откуда легко добраться до главной достопримечательности — Пицундский Патриарший собор и набережной.
Пицундский Патриарший собор. Что посмотреть
Вход в комплекс расположен в огромной каменной стене — крепости из средневековья, вид которой вызывает любопытство заглянуть внутрь. Высота стены — 9 метров, а толщина 1,5! В Абхазии ответственно подошли к сохранению этого исторического памятника, сейчас он носит название музея — заповедника «Великий Питиунт» и попасть внутрь можно только купив билет. Билет дает вам право посетить так же краеведческий музей, который находится по соседству и погулять по территории.
1. Патриарший собор
Собор представляет собой трехкупольное здание из кирпича и камня. Внутри здания сохранились фрески с изображением двенадцати апостолов. Так есть внушительная фреска, расположенная прямо под куполом храма.
Старое название храма — Храм Андрея Первозванного. Внутри здания находятся две усыпальницы, где хранятся мощи апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В остальном же внутреннее убранство храма делает его похожим на концертный зал.
Главной достопримечательностью храма является орган высотой в 11 метров, и если вы до этого не сталкивались с этим музыкальным инструментом, то он произведет на вас впечатление.
Мы не стали покупать билет на органный концерт, стоит он недешево, да мы и не любители таких концертов. До этого я была на органном концерте во времена студенчества, и заснула где то в середине представления. Здесь конечно, акустика отличается от обычного помещения, звук будет проходить через свод собора, и для ценителей камерной классической музыки здесь есть что послушать.
Если вы хотели послушать орган в Пицунде, то вам нужно поторопится. Так как правительство Абхазии рассматривает вопрос о перенесении органа в другое место, потому что выяснилось, что вибрации музыки плохо влияют на здание храма — стала осыпаться краска со стен.
Рядом с храмом находится краеведческий музей, где можно познакомится с историей греческого города Питиунт, который две тысячи лет назад был на месте современной Пицунды . В нём можно увидеть остатки фресок, картины и предметы из средневековья, а так же икону Пицундской богоматери.
4. Часовня 19 века
Дольмен — это гробница, куда помещали тела умерших монахов. Она представляет собой каменные плиты уложенные друг на друга в виде коробки с отверстием, через которое ложились останки. На территории заповедника есть один такой дольмен.
6. Руины храмов 4 — 6 века
7. Сувенирная лавка
В лавке, выполненной под общий образ комплекса из камня и кирпича, можно приобрести иконы, картины, тарелки с изображением святых и достопримечательностей Абхазии.
Время работы заповедника «Великий Питиунт»
Заповедник работает ежедневно с 10 утра до 07 вечера. Концерты органной музыки можно послушать ежедневно, кроме понедельника. Начало экскурсии по территории и музею — 16.15, начало концерта — 17.00.
Цена билета на орган в Пицунде
Экскурсия по музею — 50 руб., дети до 5 лет — бесплатно. Билет для взрослых на органный концерт — 600 руб., дети от 6 до 12 лет — 200 руб.
Заключение
В целом прогулка по заповеднику — комплексу заняла у нас один час времени. Эту экскурсию можно отнести к разряду познавательных, если вам интересно познакомится с историей Пицунды и посмотреть на старинную архитектуру, то вам здесь понравится. На нас эта прогулка не произвела большого впечатления.
Пицундский храм
Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт».
В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II–VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV–XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.
Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.
В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.
В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV–VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50–60-х годах ХХ века.
С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.
К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.
В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.
В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.
О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.
Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.
Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии
За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.
Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.
Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований.
До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.
Орган Пицундского собора
Официальный сайт органа
В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.
В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.
В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.
Органные вечера в Пицунде с Лукой Гаделия
С недавних пор концертная площадка Пицундского храма принимает исполнителей нового поколения, органистов и певцов, выступления которых в летнюю пору курортного сезона вот уже несколько лет пользуются неизменным успехом у публики, внося в монотонный ритм отдыха телесного подлинный праздник души.
Одним из главных «виновников» такого праздника, несомненно, является Лука Гаделия, музыкант молодой, но уже достаточно именитый, признанный как в кругу почитателей органной музыки, так и в профессиональном сообществе своих коллег, лауреат престижных международных конкурсов.
Его появление в музыкальном мире как будто продиктовано свыше – детство и юность, проведённые в непосредственной близости с таким знаковым местом, как пицундский раннесредневековый храмовый комплекс, несомненно, не могли не повлиять на выбор музыкально одарённого подростка, когда он, уже достаточно поздно (как правило, музыкальную школу дети начинают посещать одновременно с общеобразовательной, а то и раньше), в возрасте четырнадцати лет начал учиться музыке. Такое позднее вступление на стезю искусства тем более примечательно, что не только создало условия ускоренной компенсации начальных музыкальных знаний, но и стало результатом собственного осознанного выбора, а не просто следованием желанию старших членов семьи.
И вот теперь Лука Гаделия, выпускник Пицундской музыкальной школы и Сухумского музыкального училища, а затем Российской академии музыки им. Гнесиных, ныне аспирант Московской консерватории, успешно гастролирует по России и в Европе, а каждое лето у себя в Пицунде, в органном зале старинного храма собирает гостей – ценителей классической музыки. Вместе с ним в концертах принимают участие как мэтры, так и представители новой генерации абхазских и российских исполнителей: известный абхазский тенор Родион Хагба, молодой солист Владикавказской оперы, баритон Алексей Шаповалов, начинающая певица Кристина Эшба.
Обновлённый орган Пицундского храма, претерпевший в прошлом году масштабную реконструкцию стараниями мастеров «отчей» фирмы «AlexanderSchuke. PotsdamOrgellayGmbH» (Германия), в 1975 году установивших сложнейший музыкальный инструмент в Пицунде, в руках Луки Гаделия звучит ярко и свежо.
В его репертуаре представлены лучшие образцы органного наследия от эпох барокко и романтизма до нашей современности, вся палитра мировой органной культуры от Иоганна Себастьяна Баха до Оливье Мессиана, композитора и органиста-импровизатора XX века. Исполнительской манере Луки Гаделия присущи сильная, выразительная техника и эмоциональная глубина. Притихшая под храмовым куполом публика сосредоточенно внимает игре талантливого музыканта, влекущего слушателей в прекрасные дали органных высот… Безукоризненное чувство стиля позволяет Луке Гаделия свободно и смело интерпретировать музыкальный материал, вновь воссоздавая эмоционально-смысловые доминанты исполняемых произведений. Игра Луки полностью погружает слушателя в стихию и сакральный дух органной музыки, позволяя ощутить её силу, элегичность и меланхолию.
Исполнительская манера Луки Гаделия отличается не только технически отточенным мастерством – а орган, как известно, предъявляет к исполнителю особые требования в этом плане – во время игры он должен виртуозно владеть не только клавиатурой, но и сложнейшей системой педалей инструмента. Лука непередаваемо артистичен в своём контакте с музыкой, полон экспрессии и изящества. Он всегда интонационно точен, строг и сдержан, когда этого требует музыкальный текст, и неизменно оригинален в своих переложениях для органа фортепианных сочинений – танца феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, например, который звучит в органной транскрипции Луки как тончайший, лёгкий экзерсис.
Концерт, как правило, начинается с «Абхазского каприччио» — органной обработки Лукой Гаделия абхазских народных песен, в которой он сочетает медленную, элегическую часть с быстрой, экспрессивной. Это не только дань родным пенатам и национальной музыкальной культуре Абхазии, но и акт этического толка, как раз тот случай, когда эстетическое и этическое тесно переплетены в неразрывном единстве. Когда мелодии детства становятся мощным духовным камертоном творчества и путеводной звездой на всю жизнь.
Заканчивается лето, близится зима… Долгими зимними вечерами нас греют воспоминания о ласковых тёплых днях на красивом морском побережье… И изысканная глубина органного звучания в Пицундском храме. И мы ждём следующего музыкального сезона в Пицунде с искусством Луки Гаделия. До новых встреч!
Ирина Килина, искусствовед.
Гагра — Пицунда — Москва, 2012 год
Концерт органной музыки Лука Гаделия (Пицунда) в сопровождении гобоя и альта
Капелла «Таврическая» и компания «Арт-Ассамблеи»
при поддержке
Правительства Российской Федерации и
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ представляют
5 ноября в 19:00
Органный зал
ТАВРИЧЕСКОГО ДВОРЦА
концерт органной музыки Лука Гаделия (Пицунда) в сопровождении гобоя и альта
5 ноября в органном зале Таврического дворца, при партнерской поддержке Группы «ФосАгро», — для всех ценителей органных концертов состоится концерт Луки Гаделия.
Лука Гаделия — родился в 1985 г. в Ленинграде. Музыкой стал заниматься с 13 лет в Абхазии под руководством С.П. Завилейской (фортепиано). С 2000 – 2004 получает среднее специальное образование в Сухумском государственном музыкальном училище им. А.Чичба. С 2004 – 2010 обучается игре на органе в Российской Академии музыки им. Гнесиных у профессора, заслуженного артиста РФ А. В. Фисейского. За годы обучения принимал активное участие в мастер-классах всемирно известных органистов: О.Латри (Франция), Г.Бове, Л. Ломана (Германия), К.Стембриджа (Великобритания), В.Церера, Ю.Эсселя, Х.О.Эриксона (Швеция), Н.Симонян, К.Карпентер, Б. ван Остена и др. В 2008 году стажировался в Летней органной академии в Харлеме (Нидерланды)
2008 – Лауреат II открытого фестиваля-конкурса Soli Deo Gloria (Римско-католический собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве), третья премия.
2009 – Специальный приз Веры Таривердиевой «Вера. Надежда. Любовь» на Vl Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева (Калининград).
В репертуаре исполнителя произведения западно-европейских, русских и абхазских композиторов: Букстехуде, Баха, Бонне, Генделя, Мендельсона, Ройбке, Мессиана, Мулле, Санкана, Таривердиева, Бутузовой. Музыкант выступал с концертами в городах России (Москва, Волгоград, Киров, Санкт-Петербург, Сочи, Набережные-Челны), Украины (Днепропетровск, Харьков, Белая церковь), Латвии (Рига), Казахстана (Астана).
С 2006 г солист – органист Органного зала Пицундского храма (Абхазия).
В 2010 г принимал активное участие в совместном проекте Министерства культуры России и Министерства культуры Абхазии «Культурный сезон «Россия — Абхазия 2010».
В концерте принимают участие: лауреат международного конкурса Алексей Головин (гобой) и лауреат международного конкурса Анастасия Нилова (альт).
Луи Маршан (1669 — 1732) Диалог из «Органной книги»
Микаэл Таривердиев (1931 – 1996) Две хоральные прелюдии
Николаус Брунс (1665-1697) Прелюдия ми минор (BWV 847)
Алессандро Марчелло (1669 — 1747) Концерт для гобоя и органа – II часть (Adagio) —
исполняет Алексей Головин (гобой)
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542 и
хоральная прелюдия «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ»
Пьетро Нардини (1722-1793) Соната для альта и органа — II и III части — исполняет Анастасия Нилова (альт)
Роберт Шуман (1810 – 1856) Два эскиза: фа минор и ре бемоль мажор
Исаак Альбенис (1860 – 1909) Астурия (переложение для органа Луки Гаделии)
Феликс Мендельсон (1809 – 1847) Прелюдия и фуга до минор
При поддержке генерального партнера Капеллы «Таврическая»- Группы «ФосАгро».
Вход во дворец только при наличии БИЛЕТА и ПАСПОРТА!
Экскурсия не предусмотрена.
Органный зал в Пицунде. Патриарший собор Апостола Андрея Первозванного
В центре Пицунды, за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие стены и купол Пицундского Патриаршего Собора в честь апостола Андрея Первозванного, построенного в начале X в.
Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре.
Внутри собора, в западной ее части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.
Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь избирали Католикосов Абхазской церкви, рукополагали епископов, варили миро.
В В XI — XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, из-за угрозы нападения со стороны турок, кафедра Абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия), а собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории. В настоящее время в соборе размещается концертный зал.
Республика Абхазия, г.Сухум, ул.Лакоба, 21 Tel: +7 (840) 229-75-42 E-mail: mc_ra@mail.ru
Международный фестиваль «Органные вечера в Пицунде 2018»
- размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
- Печать
- Эл. почта
С 10 по 14 сентября в Государственном концертном зале Пицундского храма пройдет VI Международный фестиваль «Органные вечера в Пицунде».
Фестиваль можно назвать преемником Международного фестиваля органной музыки, проходившего ежегодно в Пицунде с 1977 г. до 1992 г. Инициатором Фестиваля довоенной поры был выдающийся российский органист, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского, при экспертном участии которого в Абхазии и в России появилось много органов известных немецких фирм, Леонид Исаакович Ройзман. За свое существование органного Фестиваля Пицунду с концертами посетили самые известные органисты из России, Германии, Прибалтики, Украины, Армении и других стран.
Инициатива возрождения фестиваля органной музыки в Пицунде принадлежит ученице Леонида Ройзмана, первой абхазской органистке, художественному руководителю Государственного концертного зала Пицундского храма Шамба Марине.
10 сентября в 17:00 Лука Гаделия,солист Абхазской государственной филармонии, заслуженный артист Абхазии (Пицунда),Кристина Эшба ,солистка Абхазской государственной филармонии.
в 20:00 Кейлина Елена (ОРГАН), лауреат международных конкурсов (Вена)
Штейнман Регина (АЛЬТ), лауреат международных конкурсов (Москва)
Михаил Алхазов,(Альт) ,заслуженный артист Абхазии (Сухум)
Сергей Фильченко (Альт) Дипломант международных конкурсов (Санкт-Петербург)
11 сентября в 17:00 Рубин Абдуллин (орган) ,Народный артист России (Казань)
В 20: 00 Евгения Камянская ( ОРГАН),СОЛИСТКА Пермской краевой филармонии ,лауреат международных конкурсов
Маргарита Соснер , (сопрано), Лауреат международных конкурсов (Пермь)
12 сентября в 17:00 Энрико Прести (орган , Италия)
в 20:00 Гарри Коняев (орган),заслуженный артист Абхазии (Германия)
13 сентября в 17:00 Артем Хачатуров (орган), Лауреат международных конкурсов. (Калининград)
в 20:00 Эдуард Оганесян ( орган, Франция)
14 сентября в 17:00 Габит Несипбаев (орган),солист Казахской государственной филармонии им.Жамбыла(Казахстан)
в 20:00 Марина Шамба(орган),солистка Абхазской государственной филармонии, народная артистка Абхазии (Пицунда),Сергей Будкеев (орган),заслуженный деятель искусств(Барнаул),Елена Хагба (арфа),солистка Государственного камерного оркестра Республики Абхазия(Сухум), Эмилия Терзян-Хагба (скрипка),Сухум
Пицундский храм Х века
Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49
В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм — Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.
Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.
Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.
Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства.
В результате всех разрушительных действий относительно хорошо сохранились только изображение Христа внутри купола, семь фигур ангелов, а также изображения шестикрылых херувимов. Над алтарем частично сохранились более ранние фрески, предположительно, XII века.
В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии. На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки.
Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли.
Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского.
В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца.
Время работы храма: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость посещения: 50 рублей. Разрешены фото- и видеосъемка (бесплатно).
Как добраться: храм находится в центре Пицунды напротив автобусной остановки маршрутных такси.
Отзыв: Зал органной и камерной музыки (Россия, Сочи) — Единственный органный зал на побережье Чёрного моря.
Зал органной и камерной музыки расположен на Курортном проспекте рядом с музыкальным училищем. Если вы едите из Адлера, то выйти нужно на остановке «гостиница Сочи», а если вы едите из центра Сочи, то выйти нужно на остановке «Стерео-кинотеатр».
Зал носит имя Алисы Фёдоровны Дебольской. Хочу вам совсем немного рассказать о заслугах этой великолепной женщины из древнего дворянского рода, которая была многие годы начальником управления культуры Сочинского горисполкома и директором органного зала с 1993 по 2005 годы. Нам сочинцам известно, что под руководством Алисы Фёдоровны Дебольской в нашем городе-курорте были построены Сочинский государственный цирк, Концертный зал «Фестивальный», открыто Сочинское музыкальное училище, Сочинский художественный музей, «Сад-музей Дерево Дружбы» .
Во время концерта в минутных паузах между произведений я узнала много интересной информации, например, что зал органной и камерной музыки построен как культурно-развлекательное учреждение в 1966 году (архитектор Е. Сердюков), но орган был установлен только через долгих двадцать лет. Мне, как и наверное вам, трудно представить что орган состоит из двух с половиной тысяч труб и устанавливали его специалисты из бывшей Чехословакии.
Я побывала на концерте органной музыки великолепного Сочинского исполнителя (играл Михаил Повалий), но в зале также регулярно проводятся концерты симфонической и камерной музыки, а один раз в год проходит джазовый фестиваль «Чёрное море» на котором я, к моему сожалению, ни разу не была. Зрительный зал не большой-в нём всего тринадцать рядов с удобными креслами, всего на 350 мест. Звучание органа безукоризненное и тихое и громкое, но меня поражает необыкновенная тишина в зале среди зрителей во время исполнения (как будто даже никто не дышит).
В моё самое первое посещение органного зала у меня был билет на второй ряд и для меня всё казалось настолько громким, что я не смогла дослушать концерт и вышла. Теперь я беру только дальние ряды и для меня это самое хорошее звучание. Цены на билеты не высокие-от 250 до 500 рублей. Кассы работают ежедневно с 10-00 до 20-00.
При входе в помещение холла есть выход в небольшой вечно зелёный садик на открытом воздухе, в котором приятно посидеть перед концертом. Многие слушатели специально приходят туда заранее.
В холле стоят столики, за которыми можно посидеть с чашечкой кофе, висит не большая выставка картин, есть гардероб и конечно же туалетные комнаты. Рекомендую всем гостям нашего города обязательно послушать хотя бы раз концерт органной музыки.
Органная музыка в Пицунде
История органа
Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа. Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX века, построенном на руинах еще более древней базилики VI века, не совсем обычна.
Подготовка храма
Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем – хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и вначале 1944 годов, там располагался 248-й стрелковый полк. К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.
Изготовление органа
Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г.И. Шуке, но уже с консультантами – с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И. Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом.
К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И. Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».
Установка органа
Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А. Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч. Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А.П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч. Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.
Заключение комиссии
После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И. Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артистка Грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И. Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X веков обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.
Торжественное открытие концертного зала
Рождение нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А. Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.
Первый органист Пицунды
В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И.С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». С 1980-го года, наряду с незабываемым Г. Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б. Амичба, и др. Во второй половине 80-х годов к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.
Фестивали и концерты в Пицунде
С 1977 года по предложению проф. Л.И. Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е. Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А. Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие. Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой. С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе. С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом. Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении. Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И. Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.
И вот в начале 1985 года к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен. Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны – прислушайтесь к ее музыке».
В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов — исхода со своей исторической родины; народный шедевр – «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М. Шамба «Маленькую рапсодию» Е. Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни. Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа. Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка. Вернувшись из Москвы, М. Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 года с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки Л.И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки». Органистка М. Шамба и абхазская капелла в Германии.
Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93 годах в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмен Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М. Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов – в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кельне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки. После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.
Второе рождение органа
Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера – аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали – в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов – абхазы Турции – пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э. Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.
Наследие войны
И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О. Янченко.
Восстановление органа
Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец, торжественно прозвучал голос Ю. Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!
Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б. Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И. Милько, вместе с которым работала и его жена З. Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера — Б. Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался). Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд, на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.
Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом. Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.
Пицундский орган сегодня
С самого начала открытия зала М. Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов – заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмач-ипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г. Татевосян и пианисток – заслуженной артистки Абхазии А. Отрба, Н. Бжания и Г. Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д. Хагба и В.М. Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.