патриарший собор в пицунде
Патриарший собор в Пицунде
Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного
Собор в Пицунде — это церковь постройки 10 века, одна из узнаваемых достопримечательностей Пицунды.
История пицундского собора
Собор был построен на территории Питиунт в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, который в свою очередь был племянником последнего абхазского царя Феодосия III. С тех давних пор собор был кафедрой абхазских католикосов и здесь происходили выборы католикосов-патриархов Абхазии и рукоположение епископов.
В XI—XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке из-за угрозы Османской империи, кафедра католикосов Абхазии была перенескна в грузинскую в Гелати, собор был заброшен.
Во второй половине XIX века Пицундский собор был отстроен и освящён в честь Успения Богородицы.
С 1882 по 1917 годы храм являлся подворьем Новоафонского монастыря, здесь располагался Пицундский мужской монастырь.
При советской власти монастырь был закрыт.
Во времена Хрущёва пицундский храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок древнего Питиунта. А в соседнем монастырском здании находилась русская восьмилетняя школа. После достройки здания школы в посёлке, в монастырском здании разместился музей.
Здание обладает великолепными акустическими свойствами. Видимо исходя из этого, в храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал, в настоящее время здесь проходят концерты органной музыки.
Усыпальницы в Соборе
В западной части Собора находится усыпальница, где отстроены две гробницы, предположительно устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём косвенно свидетельствуют фрески этих апостолов внутри усыпальницы.
Современное состояние
Пицундский собор относится к типу трехнефных, трехапсидных и крестовокупольных храмов и построен из камня.Его кладка имеет смешанный характер — ряды камня чередуются с кирпичными прослойками, вероятно это связано с многочисленными перестройками здания.
Сейчас Патриарший Собор в Пицунде используется как краеведческий музей и как концертный зал, однако периодически поднимается вопрос о передаче его церкви.
Где находится и как доехать
Адрес: Абхазия, Гагрский район, пос. Пицунда
Патриарший собор в Пицунде на карте
GPS координаты: 43.159822, 40.338996
Патриарший собор в Пицунде
Собор в честь святого Христова апостола Андрея Первозванного был возведён в городе Питиунте в конце X – начале XI века племянником последнего царя Абхазии, Феодосия III, — грузинским царём Багратом III из династии Багратионов.
В архитектуре храма чётко прослеживается влияние византийской церковно-строительной традиции. Патриарший собор является крестовокупольной постройкой, внутреннее пространство которой формируют три нефа между рядами столбов, а в наружной стороны имеющей три полукруглые апсиды. Основным материалом для строительства выступили камень и кирпич. Если цоколь здания сложен только из камня, то более высокие ряды представляют из себя сочетание каменной и кирпичной кладки. С высотой кирпича становится всё больше, а вот каменные прослойки становятся совсем узкими. На самом верху кладка является полностью кирпичной, из него же сделаны барабан и купол собора, причём для этого был использован неодинаковый по размеру кирпич. Этот же материал послужил основой для возведения внутренних столбов, формирующих нефы. Центральная апсида, являющаяся алтарной, с внешней стороны имеет украшение в виде выложенных из кирпича крестов между окнами. Размеры храма весьма внушительны — вместе с куполом он возносится на 29 метров в высоту, стены имеют длину в 37 метров и ширину в 25 метров. Толщина стен в некоторых местах достигает полутора метров.
Внутреннее убранство храма довольно богато, но главным его богатством является усыпальница, в которой можно увидеть гробницу. Она была построена для апостола Андрея, которому посвящён собор, и Симона Кананита. Эти сведения исследователи почерпнули из остатков фресок, сохранившихся под куполом и изображающих учеников Иисуса Христа.
История этого храма богата на трагические события. Поначалу собор, бывший кафедрой абхазских католикосов, имел широкую известность не только на Кавказе — его слава разнеслась и далеко на юг. Известный средневековый монах Кристофоро Кастелли посетил его и оставил потомкам рисунки с изображением здания. С XI по XV век этот собор постоянно обновлялся, но уже к XVII столетию его состояние начинает быстро ухудшаться. Такая резкая перемена была связана с нависшей над абхазскими землями угрозой: натиск турок-османов, проводивших свою экспансию на Черноморском побережье, сделал Пицунду потенциально небезопасной для нахождения там епископской кафедры — её перенесли в Гелати, а древний Патриарший собор был заброшен. Неоднократно строение подвергалось нападениям мародёров, разграбивших убранство и частично разрушивших церковь. Отсутствие должного ухода привели к тому, что на стенах и даже куполе стала появляться растительность.
Но в 1840-х годах началось активное восстановление сильно пострадавшего собора Андрея Первозванного. Реставрационные работы к 1869 году были полностью завершены, а уже через год рядом с собором возник Пицундский мужской монастырь. Крупная русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. вновь принесла в Пицундскую церковь разрушения.
В советское время здание привели в порядок и устроили в нём культурный центр. Благодаря уникальной акустике, внутреннее помещение храма идеально для проведения музыкальных концертов: несколько певцов могут создать впечатление того, что в исполнении участвует целый хор. В 1975 году в ходе реставрации в церкви был установлен орган немецкой фирмы «Александр Шуке», который имеет высоту 11 метров, состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров и 3 мануалов, а также клавиатуры для ног. Благодаря этому концертный зал стал очень популярен среди ценителей органной музыки. Каждый год здесь проходит целый ряд культурных мероприятий: конкурсы и фестивали органной музыки, концерты оперных певцов и многие другие. Самым известным мероприятием, проводимым в Пицундском соборе с 2001 года, является международный фестиваль классической музыки «Хибла Герзмава приглашает».
В 2009 году, однако, власти Абхазии инициировали обсуждение вопроса о переносе органа в другое помещение, так как представители Абхазской православной церкви недовольны размещением в православном храме католического музыкального инструмента.
Патриарший собор в Пицунде
В центральном районе города Пицунда расположился очень древний памятник архитектуры – Патриарший собор. Данная достопримечательность имеет широкую известность даже за территорией страны. Каждый год сюда направляются целые тысячи путешественников, которые приезжают к собору из дальних российских и зарубежных уголков.
Некоторых посетителей сюда влечёт шанс увидеть потрясающие фрески и мозаики, другим необходимо отдать поклон мощам святых Андрея Первозванного и Симона Кананита. Останки этих святых расположены в специальной усыпальнице из камня, которая находится на соборной территории. Часть посетителей приезжает к Патриаршему собору, чтобы послушать знаменитый раритет – немецкий орган, который находится в концертном зале. Благодаря уникальной акустике, можно услышать мельчайшие детали инструментальной игры.
Тем не менее, вибрации, издаваемые от звуков инструментов, привели к разрушительному эффекту: интерьер Патриаршего собора стал портиться. Изображения, нанесённые на стены, стали осыпаться. Фрески, некогда очень красивые, стали похожи на нелепые пятна без формы, а краски размылись и потускнели.
Для решения этой проблемы была предложена следующая рекомендация: перенести орган в какое-либо другое помещение. На данный момент муниципалитет пытается реализовать данную инициативу.
Как добраться
Попасть в Патриарший собор Пицунды лучше всего из Гагры. Курорты располагаются всего лишь в двадцати пяти километрах друг от друга. Наиболее дешёвый способ передвижения – маршрутное такси. В данном случае придётся заплатить примерно тридцать рублей. Путь займёт примерно полчаса.
На входе в собор потребуется внести оплату в размере от восьмидесяти до ста рублей. При этом дети в возрасте до пяти лет имеют льготу, поэтому их вход осуществляется свободно. В тот момент, когда внутри собора происходит концерт, внутрь попасть нельзя, поскольку это запрещено. Но на передвижение внутри общей территории никаких запретов не накладывается. Таким образом, можно присесть на травку или скамейку рядом с храмом, откуда наслаждаться красивыми звуками живого концерта.
Если приобрести билет на концерт, который стоит четыреста рублей, можно будет послушать его и внутри Патриаршего собора. Необходимо учитывать, что маленьких детей, которым ещё не исполнилось пяти лет, слушать концерт не пропустят.
Что можно увидеть
Безусловно, главный объект комплекса – это сам Патриарший собор. Большую часть своего облика, которым он отличается в наши дни, храм получил примерно десять веков назад. С наступлением советского периода сооружение стало упадочным, а наиболее яркие детали – пол из мозаики, кресты, иконы – отправились на сохранение в музей Тбилиси.
Посещение собора в настоящий момент позволит насладиться видом росписей времён Средневековья, а также фрески, где очень реалистично изображён лик Христа.
Дополнительными интересными объектами комплекса являются часовня и усыпальница, посетить которые также рекомендуется всем гостям собора.
Патриарший собор в Пицунде (Абхазия)
В любом, даже самом отдаленном месте Абхазии можно услышать об историко-архитектурном комплексе «Великий Питиунт», Пицундский храм (Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного) как раз и является его частью. Расположенный в Пицунде, храм относится к подворью Новоафонского монастыря.
Музейный комплекс состоит не только из одного храма, но еще из часовни, развалин алтаря, колодца, дольмен и собственно сооружение с экспозициями. Архитектура храма отлична от множества христианских церквей. Внутри находятся фрески и образ Спасителя, все отреставрировано и выглядит довольно ухожено.
В Пицундский храм можно прийти и послушать камерную классическую музыку. Посетителей встретит величественный орган и концертный зал. Также в здании нередки и музыкальные фестивали, в которых принимают участие мировые звезды классической музыки. О других достопримечательностях курорта Пицунда читайте на tourister.ru. Там же вы найдете много полезной информации для отдыхающих в этом регионе.
История создания
У храма очень богатая история. Все началось с прародителя Пицунды — древнего города Пифиута. Святитель Иоанн Златоуст приложил немало усилий, чтобы обитель расцвела.
Во времена нашествия татаро-монгол храм была разграблен. Сооружение долгое время оставалось заброшенным и никому не нужным.
В планах российских императоров имелись заметки о возрождении храма, но лишь Александр II воплотил мечты в реальность. А случилось это в 1869 году. На следующий год построили и мужской монастырь, правда, монахов составляющих весь штат было очень мало – 5 человек.
Но уже в 1876 году монахи оставили храм, а ценные вещи и мощи передали епархии для сохранности. Вызвано такое печальное событие смутами, происходившими на Балканах.
Русско-турецкая война поспособствовала еще большему разорению. Целых 8 лет здание боролось за свое существование. И вот удача, в 1885 году, благодаря императору, опустошенные земли перешли в подворье Новоафонскому монастырю.
В 1975 году у храма появился орган, что позволило устроить в стенах здания большой концертный зал.
В тяжелые годы конфликта Грузии и Абхазии большое количество ценностей вывезли на грузинскую территорию. Споры о передаче экспонатов на их родину ведутся и по сей день.
Сооружение чуть не лишилось органа в 2010 году, но общественность отстояла его. В 2011 году власти даже выделили деньги на реконструкцию этого музыкального инструмента.
Дорога и посещение
На самом деле найти месторасположение храма очень легко. Он расположен на пересечении улицы имени Т. И. Гицба с Кипарисовой аллеей, а его каменный забор видно издалека.
Самый простой способ посетить храм — взять экскурсию на одной из курортных зон Абхазии.
alex_sincov
ЖЖ — Мне это интересно
Понемногу обо всём. Обсуждаем. Новости. Мнения
Конечно он впечатляет! Еще бы, такая старина! Сложно даже представить сколько событий видели эти стены.
Сколько людей, судеб. Мне повезло много раз бывать здесь. Приезжал и просто так — погулять по Пицунде. И специально для того, чтобы попасть внутрь Храма. Несколько раз был на концертах органной музыки и Государственной хоровой капеллы Абхазии.
Расскажу понемногу обо всём. Что то запомнилось из рассказов экскурсоводов, что то знал и раньше, а теперь хочу рассказать вам, что то вычитал в интернете. Кстати, завидую я современным школярам. Что может быть проще — написать сочинение, реферат или какую нибудь курсовую работу. Открывай браузер, гугли и обобщай себе. Бедные преподаватели. ))) Ну это я отвлекся.
Решил же — понемногу обо всём.
Вначале о Храме. Вот он какой — красавец! Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного.
(Не обращайте внимания на даты снимков. Разных лет фотографии использовал).
А знаете что. Запустите это видео, чуть убавьте звук, чтобы было комфортно читать и. Добро пожаловать в гости к Пицундскому храму и его знаменитому Органу.
Вивальди. Адажио. Исполняют: Арташ Терзян (Виолончель) — Марина Шамба (Орган). Органный зал Храма в честь Апостола Андрея Первозванного города Пицунда, 1992 год
Собор построен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты.
Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.
В VIII в. н.э., после образования Абхазского царства, храм в Пицунде стал престольным храмом Абхазии. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Абхазская церковь обрела автокефалию. В Х веке на месте храма-базилики было решено построить новый храм, который стал религиозным центром Абхазии того времени.
Собор в Пицунде признали крупнейшим храмом раннего средневековья.
Правда Православным этот Храм назвать теперь нельзя. А все из за органа.
Несовместимые это вещи — орган и Православный Храм.
Отец Виссарион (временный управляющий Абхазской православной церкви) вообще его, (орган) Сатаной называет и требует убрать из здания Собора.
А как убрать и куда? Ведь строился этот орган в Германии, на одной из лучших органостроительных фирм — «Александр Шуке» (A. Schuke) специально, с расчетом архитектуры именно этого здания. История строительства органа настолько интересна, что приведу отрывок из рассказа заведующей отделом древней истории и археологии Абхазского Государственного музея М.К.Инал-Ипа, разбавляя текст фотографиями.
Зарождение идеи
В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем.
Неизвестно было ли это обычное посещение с целью ознакомления с замечательным памятником старины или для осмотра его как концертного зала для будущего органа. Вероятно, среди сопровождавших главу правительства лиц, были специалисты — архитекторы или музыканты, уже ранее обратившие внимание на уникальную акустику храма и подсказавшие ему эту мысль. Предложенная таким высоким лицом идея тут же была подхвачена.
В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро — один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером.
По совету Ройзмана было принято решение обратиться к одной из лучших органостроительных фирм в Германии — фирме «Александр Шуке» (A. Schuke). Получив приглашение, глава фирмы Ганс Иоахим Шуке в конце 1973 года приехал в Пицунду для ознакомления на месте с условиями, необходимыми для установки инструмента. Он высоко оценил и «благородную и смелую простоту стиля» и «восхищающие глаз пропорции». Войдя же внутрь храма, он залюбовался обширной апсидой и куполом, величественно покоящимся на четырех арках, опирающихся на могучие столбы.
Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности.
Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой «А. Шуке» и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года.
Подготовка храма
Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда, Энвер Эрастович Капба, получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк.
К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии, при консультациях ее специалистов.
Изготовление органа
Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами — с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха, Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».
Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А.Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко.
В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.
После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт.
Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время.
Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.
А это, в сопровождении и под аккомпанемент органа выступает Государственная хоровая капелла Абхазии, художественный руководитель и главный дирижер народный артист РА Нора Аджинджал.
И это совершенно другая история.
(Продолжение следует. )
ПриветСочи
Доброго времени суток. Предлагаю Вам сегодня прогуляться по Патриаршему собору построенному в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного. Но сначало немного истории.
Патриарший собор построен в центре Пицунды в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III. К середине X века он стал кафедрой Абхазских Католикосов. В нем неоднократно проходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии а так же рукоположение епископов. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия) и собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был востановлен и освящён в честь Успения Богородицы.
Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные — толще.
Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты.
Патриарший Собор в Пицунде – удивительное и волшебное место. Грубые средневековые внешние очертания храма создают впечатление его некоторой массивности. Однако если зайти внутрь, поражает ощущение “воздушности”. Собор как был наполнен светом и воздухом. Торжественность и богатый вид храму придают великолепные фрески, выполненные на его стенах. В 1975 году в соборе был установлен орган. Благодаря отличной акустике, звуки этого инструмента завораживают. В западной его части находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.
Еще немного фотографий с территории собора.
Теперь, когда Вы знаете немного истории, я предлагаю Вам прогуляться по органному залу и усыпальнице.
Патриарший собор в Пицунде
Патриарший собор — древний археологический объект, расположенный в самом центре Пицунды, — известен далеко за пределами Абхазии: ежегодно его посещают десятки тысяч туристов из России и стран ближнего зарубежья. Кого-то привлекает возможность запечатлеть уникальные мозаики и фрески, кто-то мечтает поклониться святым мощам Симона Кананита и Андрея Первозванного — их останки покоятся в размещенной на территории комплекса каменной усыпальнице. Немало людей стремятся попасть в храм, переоборудованный в концертный зал, с целью услышать звучание раритетного немецкого органа — акустика в помещении идеально подходит для игры на этом инструменте. К сожалению, звуковые вибрации не лучшим образом сказываются на интерьере собора: под воздействием мощных акустических волн настенные изображения осыпаются, краски тускнеют, размываются, и фрески превращаются в бесформенные пятна.
Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение археологического памятника, была выдвинута инициатива о переносе органа в другое место, и правительство страны ее поддержало. В настоящее время ведутся поиски подрядчика, способного демонтировать конструкцию без ущерба для здания и инструмента.
Что посмотреть
На территории комплекса расположено несколько строений: некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие, к сожалению, подверглись частичному или полному разрушению (немало археологических объектов пострадало в ходе абхазо-грузинского конфликта 1992 г.). К полностью разрушенным можно отнести развалины древней колокольни, расположенные у входа в комплекс (от бывшего строения остались лишь фундамент и три вертикальных каменных столба) и руины храма, датируемые 2 веком н. э. (проверку временем выдержали только боковые стены — внутри них, на месте бывшего алтаря, установлен огромный деревянный крест с мемориальной табличкой).
Наиболее значимый объект — Патриарший собор — за прошедшие с момента создания века несколько раз менял облик. Толстые стены из каменного блока и кирпича, строгие, почти аскетические линии намекают на то, что изначально он служил в качестве оборонного укрепления. Классические атрибуты трехнефного, трехапсидного, крестовокупольного храма появились позднее — в 10 веке н. э. В советские годы здание пришло в упадок и лишилось самых красочных элементов (икон, мозаичного пола, крестов) — их вывезли в Грузию, где передали на хранение Тбилисскому музею. В 1975 г. собор был переоборудован в концертный зал, где в настоящее время проводятся различные культурные мероприятия.
Внутреннее убранство собора поражает непривычным сочетанием средневековой росписи на стенах и изумительно реалистичной купольной фрески с ликом Христа. Это соседство мирского с религиозным выглядит настолько непривычным, что не сразу замечаешь лестницу, ведущую на второй этаж.
Оттуда, с небольших, уютных балкончиков, открывается потрясающий вид на сцену и установленный сбоку орган. Он был изготовлен в Германии в 1975 г. по индивидуальным эскизам и до сих пор работает как часы.
Если спуститься по лестнице вниз и пройти вглубь собора, то окажешься рядом с усыпальницей, где покоятся мощи святых, почитаемых не только в России и Абхазии, но и на Украине, в Германии, Греции и других странах. Усыпальница украшена изумительными фресками. Увы, многие из них находятся в весьма плачевном состоянии — время не пощадило изображения. Ситуацию усугубили вандалы, неумелые реставраторы и колебания, создаваемые органом в процессе звучания.
Неподалеку от собора расположилась крохотная часовенка — одновременно в ней могут находиться не более двух человек. Раньше на ее месте был колодец, позже необходимость в нем отпала, и его переоборудовали в молельню. Часовня датируется тем же периодом, что и собор, — вместе они составляют единую архитектурную композицию.
Практическая информация
Комплекс располагается на пересечении двух улиц — им. Т. И. Гицба и Кипарисовой аллеи. Добраться до него можно и из Гагры (25 км от Пицунды). Самый экономный способ — на маршрутке (стоимость проезда — 30 RUB, время в пути — 30 мин.).
Входной билет стоит 80-100 RUB, для детей до 5 лет вход бесплатный. Во время концертов в собор не пускают, однако по территории комплекса передвигаться не запрещают, и весь концерт можно прослушать, сидя на лавочке или на траве неподалеку от храма. Билет на концерт стоит 400 RUB (детей до 5 лет на концерты не пускают). Цены на странице указаны на февраль 2016 г.
Пицундский храм Х века
Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49
В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм — Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.
Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.
Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.
Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства.
В результате всех разрушительных действий относительно хорошо сохранились только изображение Христа внутри купола, семь фигур ангелов, а также изображения шестикрылых херувимов. Над алтарем частично сохранились более ранние фрески, предположительно, XII века.
В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии. На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки.
Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли.
Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского.
В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца.
Время работы храма: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость посещения: 50 рублей. Разрешены фото- и видеосъемка (бесплатно).
Как добраться: храм находится в центре Пицунды напротив автобусной остановки маршрутных такси.
Патриарший собор в Пицунде
Статья посвящена Пицундскому храму – древнейшему религиозному памятнику архитектуры.
В Абхазии большое количество храмов: от простых маленьких церквушек, потерявшихся в непроходимых скалистых зарослях, до таких крупных и заметных, как Моквский храм. Но основной храм Страны Души находится в самом центре, на видном месте Пицунды. Это Патриарший собор – именно с него начало распространяться христианство на территории Абхазии.
Согласно преданию, в Питиунте сформировалась первая на Кавказе христианская община. Сюда в 3-4 в. н.э. римляне отправляли христиан. В небольшом городе, далеко от правительства, никто не препятствовал им воссоединиться и вместе проповедовать свою веру. После этого доверием к христианской вере прониклось местное население. Учеными достоверно установлено, что на первом Всемирном соборе, проходившем в Никее в 325 году находился епископ Стратофил из Питиунта.
Поначалу территориальная община пользовалась храмом на городище, в котором обнаружены мозаичные полы. Экспонат этих полов в настоящее время находится в Тбилисском музее. Но после его уничтожения, город нуждался в новом. Им стал монументальный собор, поднявшийся в самом центре Пицундского залива.
Точное время его возведения не знает никто. Одни говорят, что в 6 в., другие – 8-9 вв., третьи – 11-12 вв. Бесспорным остается одно – это наиболее крупный храм Абхазии средневековых времен.
Пицундский храм крестовокупольный, имеет размеры 39х25 м, внутренняя высота купола составляет 17 м, внешняя – 29, толщина стен – 1,5 м.
Технология постройки
Весьма интересна технология его постройки. При строительстве были использованы камень и кирпич. Низ храма построен из камня. Выше средь кладки из камня можно увидеть кирпичный слой. Чем выше, тем мощнее прослойки. Верх собора целиком кирпичный.
Храм отличается превосходной акустикой. Пение небольшого количества людей слышно так, будто его распевает большой многоголосый хор.
После того, как Абхазия обрела независимость от Византии, Пицунда стала духовным центром Абхазского царства. Тут расположилась резиденция абхазских католикосов. В 14 в. воздействие Пицундского католикоса просочилось на всю Западную часть Грузии.
В 14 в. собор был капитально перестроен. В этот же период со всех сторон храма возводится оборонительная линия. Давно было подмечено, что смотрится она так, будто строилась на скорую руку. Сказание так и говорит: воздвигали стену совместными усилиями буквально за несколько суток – вражеское войско было уже на подходе.
В 17 в. Пицундский собор опустел. Резиденция абхазских католикосов из-за опасности нападения Турции и междоусобных стычек была переведена из Пицунды в Гелати, туда же была привезена главная святыня – икона Пицундской Божьей Матери. С той поры храм остался пустовать.
Отправляясь в очередную туристическую экскурсию, стоит захватить с собой любимый гаджет, чтобы игровые автоматы без регистрации всегда были под рукой. Игровой портал предлагает воспользоваться самыми популярными слотами, разработанными известными компаниями. С их помощью можно легко скоротать время в поездке.
Лишь в 1975 году германскими специалистами был установлен орган. Благодаря великолепным акустическим характеристикам здесь был обустроен концертный зал.
Во время войны с Грузией многие экспонаты храма были перевезены в Грузию. В наши дни не утихают споры о возврате многих ценностей.
В 2010 году произошел конфликт по поводу органа. Местная епархия была против нахождения уникального инструмента в храме. В 2011 году на преобразование органа были выделены бюджетные средства.
Визит в Пицундский храм оставляет у отдыхающих непередаваемые эмоции, ведь сохраняя свои древнейшие архитектурные шедевры, он является безмолвным очевидцем векового прошлого Абхазии и демонстрирует великое историческое и культурное наследие.
Патриарший собор – застывшая святыня Абхазии
Патриарший собор в Пицунде
Патриарший, или Пицундский собор – одна из основных достопримечательностей Пицунды, некогда центр христианской жизни в Абхазии. Правда, заснувший, ведь сегодня службы здесь не проводятся.
Мимо него вы точно не проедете и не пройдете – он находится внутри кольца автомобильных дорог в самом центре города.
История этого памятника архитектуры длится более тысячелетия. Основанный в X в., он служил местом выбора патриархов, рукоположения епископов, приготовления миро. Был заброшен, вновь отстроен, вновь заброшен… Но, как часто бывает, подобные сооружения интересны только приезжим. Местные же жители подчас знают о соборе только то, что он – «собор». Иные знают как «крепость». Действительно, это храм-крепость – статный, тяжелый, выцветший бурый, защищенный высокой стеной каменной кладки.
— Вот наш собор, – гордо.
— Не знаю… – растерянно.
— Старинный, наверное… А какого века постройка?
— Чего не знаю, того не знаю, – настороженно.
— Да откуда я знаю?! – обиженно.
Опасаясь набега турок, в XVII в. главная кафедра священнослужителей Абхазии перебирается в Грузию. Долгое время святыня была заброшен и освящена только в середине XIX столетия. Сегодня церковь носит имя Апостола Андрея Первозванного и входит в комплекс Краеведческого музея. По соседству с ним – с кафе «У Аббата», где можно смотреть прямые спортивные трансляции.
Центральный вход в Пицундский собор
Концерты в Пицундском храме
Несмотря на то, что в соборе не ведутся службы, прекрасное пение и орган здесь звучат регулярно. Иронией судьбы храм превратился в концертный зал. 40 лет назад в соборе появился орган – этот факт вкупе с удивительной акустикой сделали «музыкальное» свое дело. И сегодня в Пицундском соборе дают концерты органной и классической музыки, проходят выступления хоровых капелл и знаменитых оперных певцов. К слову о необычных залах Абхазии добавим, что хоровые песнопения иногда звучат в одном из залов Новоафонской пещеры.
Побывать в Пицунде и не усладить уши чудными звуками просто непростительно. Тем более, в скором времени органных вечеров может и не быть. Уже шестой год стоит вопрос о переносе инструмента в другое здание. Летом прошлого года появился соответствующее распоряжение главы государства. Как скоро и каким образом вопрос будет решен – увидим.
Концерт органной музыки в Пицундском соборе
«Полосатая» кладка
Когда будете гулять по территории храма, обратите внимание на его необычную кладку. При строительстве использовали большие камни и кирпичи, причем в некоторых частях распределяли этим материалы поочередно. За счет чего создается «архитектурная полосатость»: ряды кирпича сменяются каменными прослойками. Ближе к куполу камня становится меньше, кирпичные слои – шире.
Цоколи сложены исключительно из камней, а верхняя часть стен, барабан и купол, наоборот, уже полностью кирпичные. Этот факт в Абхазии – стране любителей легенд – так объясняют эту особенность. Некогда зодчий храма и строитель водопровода поспорили, кто скорее справится. И ставкой стала – жизнь: победитель продолжает жить, а проигравший должен будет сброситься с крыши. Участь такая постигла зодчего. Рассказывают, будто осталась даже вмятина от его ноги на недостроенном куполе. Поэтому завершил дело зодчего его молодой преемник – кирпичной кладкой.
Религиозные сокровища
Посетители отмечают невероятную внутреннюю «воздушность» при внешней средневековой массивности. Такое впечатление создается из-за высоты в 29 м, света и определенной отделки. Стены, которые когда-то были украшены фресками, гладкие и покрыты штукатуркой. Из сохранившихся православных сокровищ – усыпальница с двумя гробницами апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. А снаружи сохранились выложенные кирпичные кресты.