храм в пицунде
Пицундский храм, Pitsunda, Abkhazia
Пицундский храм Х в. выделяется своими мощными формами и грандиозными размерами (длина – 39 м, ширина – 25 м, высота с куполом – 29 м, толщина стен 1,5 метра!) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества.
Неоднократные реставрации нарушили древний облик здания, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Оставить отзыв Я был тут! Редактировать Все достопримечательности Пицунды
Английское название: Pitsundskaya temple
Астрахань-Пицунда: вперед в прошлое Однажды августовским вечером четверо друзей размышляли, как было бы здорово вместе рвануть в путешествие. Перед глазами уже вырисовывались картинки из молодежных фильмов, а в ушах звучала ритмичная мелодия. Мы долго маялись, выбирая место. Поднявшаяся в цене валюта поумерила пыл на заграницу, и территория.
Из Москвы в Абхазию(август 2013) 22 августа 2013 1. ПОЕЗДКА. Путевки в Абхазию мы брали где-то за полгода. Всего нас ехало 10 человек на 3 машинах из Москвы (почти все- родственники моего жениха, они были в Абхазии раза 4, в этот раз и нас подрядили с ними ехать). Поездка на машине оставила незабываемое впечатление, в одну сторону вышло около 2000.
Абхазия удивила 5 июля 2012 Перед поездкой читали много негативных отзывов, хочется поделиться положительным. Отдыхали вчетвером. Добрались до Адлера на поезде (Но лучше ехать на машине), перешли границу за 30 минут (хотя пугали 3-4 часа), сели на такси (частника) и доехали до г.Пицунда пансионат «Сосновая роща» (лучше заказывать.
Пицундский храм Х в. выделяется своими мощными формами и грандиозными размерами (длина – 39 м, ширина – 25 м, высота с куполом – 29 м, толщина стен 1,5 метра!) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества.
Неоднократные реставрации нарушили древний облик здания, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний.
Патриарший собор в Пицунде
Патриарший собор — древний археологический объект, расположенный в самом центре Пицунды, — известен далеко за пределами Абхазии: ежегодно его посещают десятки тысяч туристов из России и стран ближнего зарубежья. Кого-то привлекает возможность запечатлеть уникальные мозаики и фрески, кто-то мечтает поклониться святым мощам Симона Кананита и Андрея Первозванного — их останки покоятся в размещенной на территории комплекса каменной усыпальнице. Немало людей стремятся попасть в храм, переоборудованный в концертный зал, с целью услышать звучание раритетного немецкого органа — акустика в помещении идеально подходит для игры на этом инструменте. К сожалению, звуковые вибрации не лучшим образом сказываются на интерьере собора: под воздействием мощных акустических волн настенные изображения осыпаются, краски тускнеют, размываются, и фрески превращаются в бесформенные пятна.
Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение археологического памятника, была выдвинута инициатива о переносе органа в другое место, и правительство страны ее поддержало. В настоящее время ведутся поиски подрядчика, способного демонтировать конструкцию без ущерба для здания и инструмента.
Что посмотреть
На территории комплекса расположено несколько строений: некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие, к сожалению, подверглись частичному или полному разрушению (немало археологических объектов пострадало в ходе абхазо-грузинского конфликта 1992 г.). К полностью разрушенным можно отнести развалины древней колокольни, расположенные у входа в комплекс (от бывшего строения остались лишь фундамент и три вертикальных каменных столба) и руины храма, датируемые 2 веком н. э. (проверку временем выдержали только боковые стены — внутри них, на месте бывшего алтаря, установлен огромный деревянный крест с мемориальной табличкой).
Наиболее значимый объект — Патриарший собор — за прошедшие с момента создания века несколько раз менял облик. Толстые стены из каменного блока и кирпича, строгие, почти аскетические линии намекают на то, что изначально он служил в качестве оборонного укрепления. Классические атрибуты трехнефного, трехапсидного, крестовокупольного храма появились позднее — в 10 веке н. э. В советские годы здание пришло в упадок и лишилось самых красочных элементов (икон, мозаичного пола, крестов) — их вывезли в Грузию, где передали на хранение Тбилисскому музею. В 1975 г. собор был переоборудован в концертный зал, где в настоящее время проводятся различные культурные мероприятия.
Внутреннее убранство собора поражает непривычным сочетанием средневековой росписи на стенах и изумительно реалистичной купольной фрески с ликом Христа. Это соседство мирского с религиозным выглядит настолько непривычным, что не сразу замечаешь лестницу, ведущую на второй этаж.
Оттуда, с небольших, уютных балкончиков, открывается потрясающий вид на сцену и установленный сбоку орган. Он был изготовлен в Германии в 1975 г. по индивидуальным эскизам и до сих пор работает как часы.
Если спуститься по лестнице вниз и пройти вглубь собора, то окажешься рядом с усыпальницей, где покоятся мощи святых, почитаемых не только в России и Абхазии, но и на Украине, в Германии, Греции и других странах. Усыпальница украшена изумительными фресками. Увы, многие из них находятся в весьма плачевном состоянии — время не пощадило изображения. Ситуацию усугубили вандалы, неумелые реставраторы и колебания, создаваемые органом в процессе звучания.
Неподалеку от собора расположилась крохотная часовенка — одновременно в ней могут находиться не более двух человек. Раньше на ее месте был колодец, позже необходимость в нем отпала, и его переоборудовали в молельню. Часовня датируется тем же периодом, что и собор, — вместе они составляют единую архитектурную композицию.
Практическая информация
Комплекс располагается на пересечении двух улиц — им. Т. И. Гицба и Кипарисовой аллеи. Добраться до него можно и из Гагры (25 км от Пицунды). Самый экономный способ — на маршрутке (стоимость проезда — 35 RUB, время в пути — 30 мин.).
Входной билет стоит 80-100 RUB, для детей до 5 лет вход бесплатный. Во время концертов в собор не пускают, однако по территории комплекса передвигаться не запрещают, и весь концерт можно прослушать, сидя на лавочке или на траве неподалеку от храма. Билет на концерт стоит 400 RUB (детей до 5 лет на концерты не пускают). Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.
Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии
Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.
История Патриаршего собора (Пицундский храм)
Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.
К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.
В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.
Архитектура храма
Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.
Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.
Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:
- руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
- развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).
Внутреннее убранство храма в Пицунде
Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.
Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.
В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.
Полезная информация для посетителей
Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:
- на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
- на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.
Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.
Отдых в Пицунде
Выбирайте отдых в Пицунде 2019 без посредников. Город Пицунда (Абхазия) — все на одном сайте. Есть цены, отзывы, фото и телефоны для бронирования.
Пицунда 2019
Пицунда является одним из основных курортов Абхазии. Расположившись на Кавказе, этот город собрал все благоприятные моменты для отдыха. Здесь совмещается красота суровых горных вершин с гладью морского необъятного пространства. Пицунда совмещает в себе исторически значимые места с современными гостиничными комплексами. Огромное количество достопримечательностей, не тронутых цивилизацией строений создают невероятную атмосферу на курорте.
Свои первые поселения древние люди расположили еще в 4 веке до н.э., затем был основан античный город. Именно с этого момента началось дальнейшее развитие Пицунды. Одним из главных преимуществ оказался порт, благодаря которому город имел высокую ценность.
Этот город долгое время являлся центром христианства и собирал большое количество паломников. Именно здесь находятся захоронения св. Иоанна Златоуста, который не смог добраться до города и скончался в пути.
Пицунда входила в состав Абхазского государства и одно время была подчинена Османской империи. К Российской империи город, вместе с Абхазией, присоединился в 19 веке.
Благодаря Кавказскому хребту, с одной стороны, и Черному морю, с другой, Пицунда напоминает субтропики. Жаркое, безветренное лето прекрасно сочетается в высокой влажностью. Горы не дают порывам ветра бушевать в этой области, поэтому и дожди здесь довольно редкое явление.
Благодаря сосновой роще, которая насчитывает несколько десятков тысяч деревьев, поддерживается особый микроклимат, чем и отличает такой курорт, как Пицунда. Абхазия богата на растительность, чем привлекает на свои земли отдыхающих.
Море в этих местах отличается необыкновенной чистотой и спокойствием. За счет невероятно большого количества дней в году, насыщенных солнцем, вода практически с апреля месяца позволяет в ней купаться. В разгар лета температура моря достигает +26С, что позволяет насладиться полезными процедурами. Конец купального сезона приходится на конец октября, когда солнце балует своим уходящим теплом.
Зима в г. Пицунда в Абхазии славится своим мягким нравом и позволяет с легкостью дождаться весны. Температура не опускается ниже -5С, что благоприятно отражается на местной растительности.
Таким образом, Абхазия, гор. Пицунда в том числе, это благоприятное место для отдыха в любое время года.
Изначально в Пицунде основной массой населения были русские, затем город стали пополнять грузины, абхазцы, армяне и другие народы. В конце 80-х годов в городе проживало чуть больше10 тысяч людей, половина из которых были русские.
Военные действия в начале 90-х не прошли незаметно для жителей курорта. Численность жителей сократилась почти втрое. Основная масса тех, кто покинул родные места были грузины и русские. Это было одно из тяжелых времен для местных жителей, популярность их родного города снизилась, поток отдыхающих резко сократился.
В 2011 году проводилась перепись населения, которая показала, что количество жителей Пицунды стало больше 4 тысяч человек и большая часть из них — абхазы. Осталось небольшое количество русских, грузин и украинцев.
Местные жители отличаются кавказским гостеприимством и разговаривают в основном на русском языке. Все они любят свой город и с трепетом рассказывают былины и описывают события, которые проходили на их родной земле.
Отдых в Пицунде 2019
Благодаря особому микроклимату, который образовался в сочетании множества деревьев, гор и моря, отдых на курорте проходит необыкновенно. Пицунда отдых предлагает самого разного вида со множеством развлечений.
Несмотря на то что город сам по себе небольшой, желающих посетить его достаточно много. Администрация и местные жители ежегодно усовершенствуют места отдыха, повышают уровень комфорта, поэтому отдых в Пицунде 2019 будет достаточного высокого уровня.
В одно время интерес к местным достопримечательностям у приезжих снизился, все из-за неспокойной политической обстановки. Но сейчас город процветает и ежегодно его посещает большое количество туристов.
Людей привлекает непохожий ни на что, местный колорит. Здесь можно посетить горы, заповедники, отдохнуть на море и подняться в ущелье. Достаточно разнообразным можно сделать свой отпуск при желании.
В какое время лучше отдыхать
За счет чистейшей воды и температуры моря, доходящей практически до +27С, это прекрасное место для отдыха с маленькими детьми. Шикарная набережная и чистый пляж, позволяют отдохнуть и насладиться всеми красотами курорта. Местный воздух будет полезен ребенку, а теплое море и солнце станут прекрасным способом укрепить иммунитет.
Пляжный сезон в этом месте довольно длительный, поэтому каждый сможет выбрать удобное для него время. Любители горячего солнца, шумных кафе и новых знакомств будут прекрасно себя чувствовать в разгар лета, в июле–августе. Это пиковые месяца наплыва туристов и отдыхающих. Дискотеки, живая музыка, аттракционы и множество развлечений станут доступны любому отдыхающему.
Если предпочтение отдается мягким лучам солнца, спокойствию и возможностью побыть наедине, тогда лучшего отдыха в Пицунде, как с середины сентября, не найти. В это время молодежь и семьи с детьми разъезжаются и остаются те, кому предпочтительнее спокойный отдых. В этих местах часто можно встретить людей преклонного возраста, не спеша прогуливающихся по местным улочкам. Для них это прекрасный вариант поправить свое здоровье. Ведь не зря в Пицунде расположено большое количество пансионатов и домов отдыха.
Каждый для себя выбирает, какой вид отдыха ему по душе. Кому-то достаточно поваляться на берегу, искупаться в море и разместиться неподалеку. Кто-то предпочитает экскурсии, посещение новых мест, знакомство с местными достопримечательностями. Все это можно найти, посетив Пицунду. Именно в этом месте сочетается активный отдых с неспешным времяпрепровождением.
Лучшие места для отдыха
В жару можно отправиться в заповедник, где растут реликтовые сосны. Именно они создают особенный колорит местности. Те, кто отдыхали в Пицунде, на себе ощутили воздействие чистейшего воздуха, насыщенного хвойными ароматами.
Море всегда благоприятно действует на любого человека. Такого состава микроэлементов нет больше нигде, поэтому очень полезно поплавать в чистых водах. Благодаря тому, что курорт находится в бухте, море всегда спокойное и чистое.
Помимо прекрасных мест, Пицунда своих гостей радует невысокими ценами. Даже те, кто решил выделить на поездку совсем немного средств, отдохнут в Пицунде прекрасно.
Для отдыха можно выбрать жилье на самом берегу, а для тех кто любит прогуляться и побыть в тишине, довольно много предложений можно встретить на окраине города.
В Пицунде очень много мест, где можно с головой окунуться в прошлую эпоху. Абхазия очень знаменита своими архитектурными достопримечательностями. Чего стоит храм, построенный в Пицунде в 10 веке. Конечно, его стены под властью времени, имеются некоторые разрушения, но значимость этого места не уйдет никогда.
Одним из мест, которые обязательно надо посетить будучи в Абхазии, это озеро Рица. Оно поражает своей красотой, его воды окружены густыми лесами, а темные, глубокие недра довольно загадочны. На этом озере расположена дача Сталина.
Город окружен различными пещерами, ущельями, горными реками, а также дольменами.
Из исторических памятников хочется выделить собор, построенный в честь апостола Андрея Первозванного. На территории Нового Афона расположен Симоно-Кананитский монастырь. Прекрасно провести время, поможет экскурсии по таким величественным местам.
Пицунда знаменита своими скульптурами, главными из которых являются «Ныряльщики», «Каменная девушка» и скульптура Медеи. Они расположены на набережной и каждый желающий может сделать фото на память.
Самыми любимыми местами отдыха многих приезжих являются различные аттракционы. В Пицунде, на самом пляже, располагаются аттракционы на любой вкус.
Для любителей отведать местной кухни в городе находится множество небольших кафе, которые в полной мере передают традиции и фирменные блюда Абхазии. Помимо кафе, в Пицунде имеются рестораны на любой вкус. Здесь можно посидеть дружной компанией или провести романтический вечер на берегу моря.
Любители активного отдыха найдут себе развлечения по душе в виде конных прогулок. На набережной предлагаются в прокат катамараны, водные мотоциклы, дельтапланы и многие другие развлечения.
Посмотреть окрестности с другой стороны можно, совершив морскую прогулку. Вся бухта будет лежать как на ладони во время экскурсии, а на красоту сосновой рощи можно взглянуть по-новому. Любителей экзотики порадует музей местного умельца, где находятся различные выставочные работы с резьбой по дереву.
В качестве экстремального отдыха можно выбрать джиппинг по окрестностям Пицунды. Экскурсанты увидят водопады, озера, невероятной красоты луга и минеральные источники.
Как добраться до Пицунды
Город расположен на Кавказе, в северо-западной его части. Самый ближайший аэропорт находится в г.Сочи, где постоянно действуют частное такси, маршрутки и автобусы.
Прямого поезда до Пицунды нет, можно доехать до Адлера, Гагры или Нового Афона. Это самые ближайшие железнодорожные вокзалы от курорта. С каждого вокзала отправляются маршрутные такси, которые следуют прямо в город.
Еще можно сесть на электричку в Адлере, которая следует в Сухум, а уже оттуда по выбору, такси или маршрутка.
Если поездка совершается на личном автомобиле, тогда необходимо следовать до Сочи, затем доехать до Адлера, а там, через минут 20 будет граница. После проверки документов на посту, можно следовать к месту отдыха.
Совсем недавно стал возможным морской путь следования. В этом случае на скоростной катамаран пассажиры производят посадку в Сочи, можно в Адлере, и следуют по морю до Пицунды. В этом случае таможенный досмотр проводится на борту катамарана. Время в пути из Сочи составляет примерно 1,5 часа.
Следует заметить, что при поездке на курорт, придется пересекать границу и проходить таможенный досмотр. Это не займет много времени. Из документов необходимо предъявить только паспорт, если поездка совершается на личном автомобиле, тогда он также досматривается.
До пограничного пункта следуют маршрутки и такси из Адлера или Сочи. После проверки документов, можно выбрать подходящий вид транспорта и доехать до конечного пункта.
Если выбран железнодорожный транспорт, тогда таможенный досмотр проводится прямо в вагоне. Это достаточно удобно, не приходится ждать свою очередь на посту.
Поездка от границы до курорта
Для того чтобы выбрать подходящий транспорт нет необходимости в поиске стоянки. Маршрутки и автобусы останавливаются сразу на абхазской стороне границы. Если ехать на маршрутке, тогда поездка займет около часа времени. На автобусе время в пути будет дольше и составит примерно 1,5 часа. Преимущество автобуса в том, что он отправляется строго по расписанию, а маршрутка будет ждать, когда будут заняты все места. Для тех, кто не любит ждать, всегда к услугам частное такси. На этом транспорте можно доехать до Пицунды в течение получаса.
Таким образом, каждый для себя выбирает тот вид транспорта, на котором будет ехать комфортней или привычней.
Православные храмы в Абхазии. Большой храм в Пицунда
Большой храм в Питиунте (Пицунда) юстининовского времени. Ныне в нем располагается орган. Храм превращен в концертный зал в котором ежегодно проводятся международные фестивали классической музыки.
Якобсон А.Л. О дате большого храма в Пицунде (Абхазия) // КСИИМК, Вып. 132, М , 1972, с. 38-45
Древний Питиунт (совр. Бичвинта в Абхазии) возник, вероятно, в эллинистическую эпоху, а во II или III в. являлся римским укреплением и входил в систему других римских крепостей восточного Причерноморья; некоторое время, вплоть до середины VI в., он продолжа служить наряду с Севастополем (совр. Сухуми) византийским форпостом в этом районе 3.
Раскопки выявили крепость Питиунта, созданную в римское время, но перестраивавшуюся и дожившую до эпохи Юстиниана I, и несколько монументальных построек внутри нее. Открыта прямоугольная часть крепости (castella), где размещался гарнизон, и примыкающая к ней с восточной стороны полукруглая часть, — вероятно, гражданское поселение (canabae); одна из башен этой части Питиунта сложена из чередующихся слоев камня и кирпича (opus mixtum), что указывает на восстановительные работы в крепости в IV-V вв.6 В прямоугольной крепости раскопки открыли большое здание претория, а в полукруглой части (посаде) — большую, длиной 27 м , базилику эллинистического типа конца V-начала VI в.; базилика трехнефная, с нартексом; нефы разделялись столбами (а не колоннами), поддерживавшими, вероятно, деревянное строительное перекрытие. К базилике примыкал мартирий, а с юго-восточной стороны храма находилась крещальня с мозаичным полом, рисунок которого характерен для раннесредневекового искусства византийского Востока — Сирии и Палестины, с которыми Восточное Причерноморье было тогда тесно связано.
К югу от крепости, на берегу моря, была раскопана редкая по типу двойная двухапсидная церковь, относящаяся к концу V или к VI столетию.
Возведение обширной базилики и других храмов, мартирия и крещальни следует поставить в связь с тем, что район Питиунта в IV- V вв. являлся средоточием церковной жизни края; еще в начале IV в. епископ Питиунта участвовал в Никейском соборе ( 325 г .), а в 541 г . неподалеку — в Севастополе (совр. Сухуми)-была основана архиепископская кафедра.
Несколько в стороне от древней крепости, но вблизи ее, высится огромный крестовокупольный храм, который большинство ученых и путешественников прошлого столетия относило к VI в. — времени Юстиниана I и, но затем возобладала более поздняя датировка: начиная с Н. П. Кондакова и по настоящее время здание относят к X-XI, а то к XII в.
Не оспаривая эту последнюю дату, постараемся показать, что храм Пицунды в нынешнем виде — не первоначальный и является результатом капитальной перестройки более древнего храма, относящегося к раннему средневековью, ко времени не позднее VI в.
Но прежде всего — о самом здании. Это большой, если не сказать громадный, храм (его длина — 43,3 м , ширина — 22,7 м )-крестовокупольный, трехапсидный, удлиненных пропорций, с нартексом (рис. 1; 2). Удлиненные пропорции придают храму облик купольной базилики. Купол покоится на паре отдельно стоящих устоев — с западной и двух устоях, соединенных с междуалтарными стенами, — с восточной стороны. Западная часть храма удлинена; коробовые своды ее поддерживаются дополнительной парой устоев. Западная ветвь креста с трех сторон охвачена галереей — хорами; северная и южная их стороны расположены над боковыми сводами западной части храма, а западная сторона — над нартексом. Хоры открываются внутрь храма широкими проемами (рис. 2,2). Лестница на хоры начинается в северной части нартекса. Апсиды, разделенные стенками, полукруглые; центральная намного выше боковых и имеет синтрон.
Входы на северном и южном фасадах размещены не по оси подкупольного пространства, а сдвинуты к западу — за пределы северной и восточной ветвей креста (рис. 1). Судя по старым рисункам художника Н. Г. Чернецова ( 1836 г .) и старому плану, перед входом находились небольшие притворы, квадратные в плане, ныне не существующие.
Внутренние объемы в виде четырех ветвей креста ясно выражены снаружи: ветви креста повышены, соответственно западная ветвь креста не охватывает нартекс и хоры, которые понижены. Барабан купола внутри и снаружи круглый, переходом к нему служат сферические паруса, в основании которых — маленькие тромпы. Барабан прорезан 12-ю узкими окнами; такие же окна — в центральной апсиде.
Отметим сложную многоуступчатую профилировку столбов и соответствующих им настенных пилястр, а также несоответствие последних средней паре устоев. Несоответствие это, конечно, не изначально; вероятнее всего, оно явилось результатом перестройки.
В этом отношении важные указания может дать кладка здания. На значительную высоту (приблизительно до уровня щипцов) она состоит из чередования одного ряда крупных и плохо подобранных по высоте камней, подтесанных с лица, и четырех рядов плоского кирпича на растворе с цемянкой (упрощенный вариант кладки opus mixtum) (рис. 2, 3, 4). Выше же кладка выполнена целиком из кирпича, без применения камня. Целиком из кирпича сложены барабан и купол. Существенно отличается и кладка апсид. В средней апсиде слои кирпича хотя и проложены, но камень (также в один ряд) здесь мелкий. А в боковых апсидах слоев кирпича вообще нет.
Эти резкие отличия кладок различных частей здания также могут свидетельствовать о перестройке храма, притом капитальной.
Основная композиционная схема большого храма Пицунды находит себе (но лишь самые общие) точки соприкосновения с грузинской архитектурой X и последующих столетий, на что мимоходом уже указывал Л. М. Меликсет-Беков. Общим является в сущности только продольная ориентация, свойственная большим кафедралам Грузии начала XI в. (имею в виду храм Баграта в Кутаиси, в Алаверди, как и Свети-Цховели в Мцхете); в меньшем масштабе ту же черту наблюдаем и в других храмах Грузии XI в., но уже не 6-столпных, а 4-столпных (например, Самтавро в Мцхете, Самтависи). Расположение хор вокруг западной ветви креста также характерно для грузинской архитектуры XI в. (например, Свети-Цховели); типичен и многоуступчатый профиль (в сечении) двух западных пар столбов. Однако этим общие черты и ограничиваются. Различны не только пропорции (если исключить Свети-Цховели, перестроенную из базилики), которые у большинства грузинских храмов после X в. значительно короче, но и многие другие черты — триконхиальность храма Баграта и Алаверди; совершенно иное понимание архитектурного фасада, столь расчлененного у грузинских храмов и монолитного в Пицунде, где снаружи стены совершенно лишены членений (да и внутри их очень немного), лишены и декора, которым насыщены фасады грузинских храмов XI и последующего веков. Совершенно различна композиция восточной части храма: у большинства грузинских храмов как этого, так и последующего времени апсиды скрыты в толще стены и на фасаде выделены лишь нишами, в Пицунде же все три полукруглые апсиды сильно выступают вперед, заметно выделяясь и составляя важный элемент в общей композиции масс здания.
Короче говоря, храм в Пицунде и названные (как и подобные им) грузинские храмы XI-XII вв. — это разная архитектура. Зато близки к храму в Пицунде другие храмы Абхазии XI-XII вв. — Симона Канонита в Новом Афоне и особенно в Лыхнах, отчасти в Мокви (где, однако, композиция сложнее — храм пятинефный, устоев не три, а пять пар). Все они в сущности представляют собой также купольные базилики удлиненных пропорций, первые два из них также шестистолпные, причем купол также зиждится на восточной паре устоев и соответственно сдвинут в восточную сторону, с теми же сильно выступающими полукруглыми или (реже) гранными апсидами, с теми же узкими притворами и с теми же монолитными нерасчлененными фасадами. Это памятники одного архитектурного стиля, действительно ближе стоящие к восточновизантийской архитектуре — кругу памятников, хорошо представленных в Трапезуйте. Достаточно назвать церковь Хрисокефалос X в. (правда, одноапсидную, что является чертой архаической) с четырьмя парами кре-щатых столбов и галереей-хорами вокруг западной ветви креста и особенно церковь Софию конца XII-XIII в., также шестистолпную, трехапсидную, с нартексом.
Но в сравнении с названными зданиями, близкими Пицундскому храму, прежде всего абхазскими храмами (особенно в Лыхне), т. е. памятниками XI-XII вв., храм в Пицунде отличают черты, позволяющие предполагать его более древнее происхождение. О том, что храм в нынешнем виде представляет собой результат капитальной перестройки, указывают, во-первых, отмеченное выше несоответствие пилястр противостоящим столбам в западной части храма; во-вторых, кладка opus mixtum, притом с цемянкой, не встречающейся ни в других памятниках Абхазии эпохи зрелого средневековья (XI-XII вв.), ни в других областях Грузии, ни в греко-восточной архитектуре Трапезунта, который с Грузией был, как известно, тесно связан. Верхние же части здания и боковые апсиды выложены, как сказано, только в кирпиче. В-третьих, сильная вытянутость плана, вызывающая ассоциацию с базиликой.
Наконец, упомянем еще одну деталь. Еще Н. П. Кондаков в своем очерке искусства Кавказа воспроизвел рисунок полуразрушенного престола в храме Пицунде; в подписи под рисунком сказано: «плиты, колонны и мрамор, сохранившиеся от древнейшей церкви». А. С. Башкиров в своем обзоре памятников Абхазии также упоминает эти мраморы и воспроизводит их фотографию. Он справедливо считает их продукцией византийских мрамороломен, существовавших на островах Мраморного моря.
Эти плиты с крестами (с расширяющимися концами, часто на сферах), заключенные в сложнопрофилированные обрамления, изготовленные из типичного проконнесского мрамора, обычны в постройках самых различных областей Византии (в столице и в провинции; в частности, их множество и в Херсонесе, т. е. в Таврике). Плиты эти относятся ко второй половине V и к VI в., не позже. Не исключено, что они принадлежали именно данному храму.
Все сказанное склоняет к тому, что Пицундский храм возник не в X или XI столетии, а в раннее средневековье, не позднее VI в., и первоначально являлся базиликой, еще не купольной. В VI же в. Питиунт, по сообщению Прокопия, был разрушен самими византийцами, опасавшимися захвата этой крепости персами. При этом разрушении мог пострадать и храм, брошенный на произвол судьбы. А позднее, скорее всего в XI в., храм был восстановлен из руин, но уже в виде купольной базилики; стены были наращены из кирпича; сооружены боковые апсиды (также из кирпича), поставлены шесть пар столбов, а на них основан широкий купол.
Исходя из интервала между пилястрами в западной части храма, можно приблизительно реконструировать и план первоначальной базилики. Тем самым (если наши соображения верны) история средневекового зодчества Восточного Причерноморья пополняется еще одним крупным памятником эпохи раннего средневековья.
Мысль о более древнем храме в Пицунде выдвинута была еще Л. М. Меликсет-Бековым; он полагал, что «современный Пицундский (Бичвинтский) храм возник не в пределах X-XII вв., не сам по себе, а как приемник более древнего храма, существовавшего на том же самом месте с гораздо ранней эпохи и, по-видимому, подвергшегося разборке, словом, что современный Пицундский (Бичвинтский) храм построен на месте древнего, ныне не существующего храма» (указ, соч., стр. 120). И добавляет, что для решения этого вопроса «мы не располагаем решительно никакими источниками» (там же). Однако, как мы видели, имеются веские основания предполагать, что вновь построенный храм являлся надстройкой и переделкой раннесредневекового храма.
1. По упоминанию Зосима: В. В. Латышев. SC. ВДИ, 1948, № 4, стр. 277.
2. В. А. Леквинадзе. По поводу римских крепостей в Восточном Причерноморье. «Сообщения АН Груз. ССР», т. XL, вып. 1. Тбилиси, 1965, стр. 247 и ел.; он же. Понтийский Лимес. ВДИ, 1969, № 2, стр. 85, 89.
3. См.: Прокопий из Кесарии. «Война с готами», VIII, 4. Перевод С. П. Кондратьева. М., 1950, стр. 383-384; в трактате «О постройках» (III, 7. Перевод С. П. Кондратьева. ВДИ, 1939, № 4, стр. 249) говорится, что Питиунт вместе с Севастополем был уничтожен «самими римлянами» и что Севастополь был затем восстановлен; Питиунт при этом не упоминается; можно поэтому думать, что крепость восстановлена не была, что подтвердили и раскопки (О. С. Гамбашидзе. Бичвинта. Предварительный отчет о раскопках 1956-1957 гг. МАГК, т. III, 1963, стр. 95; он же. Итоги раскопок 1958 г. МАГК, т. IV, 1965, стр. 129).
4. О раскопках Питиунта (под рук. А. М. Апакидзе) см.: Р. М. Рамашвили. Археологические раскопки в Бичвинте (1950-1957). МАГК, т. III, 1963, стр. 70 и ел.; О. С. Гамбашидае. Итоги раскопок 1958 г., стр. 129 и ел.
5. В. А. Леквинадзе. О некоторых сооружениях древнего Питиунта. КСИА, вып. 113, 1968, стр. 53 и ел.
6. См.: О. С. Гамбашидзе. Бичвинта., табл. 1; В. А. Леквинадзе, КСИА, вып. 113, стр. 55.
7. О базилике см.: В. А. Леквинадзе. О некоторых сооружениях., стр. 56, 57; он же. О древнейшей базилике Питиунта и ее мозаиках. ВДИ, 1970, № 2, стр. 174-178.
8. Л. А. Мацулевич. Открытие мозаичного пола в древнем Питиунте. ВДИ, 1956, № 4, стр. 146-153. Подробнее см.: В. А. Леквинадзе. О древнейшей базилике., стр. 178 и ел. Автор датирует мозаики IV в.
9. Т. К. Микеладзе. Бичвинтская двухапсидная церковь. МАГК, т. III, 1963, стр. 131 и табл. I-VI; В. А. Леквинадзе. О некоторых сооружениях., стр. 57-58.
10. 5. А. Леквинадзе. О древнейшей базилике., стр. 191.
11. F. Dubois de Montepereux. Voyage autour de Caucase, t. I. Paris, 1873, стр. 221-243 (русский перевод Н. А. Данкевич-Пушиной. Сухуми, 1937. стр. 106, 107, 110, 111); Муравьев. Грузия и Армения, ч. III. СПб., 1848, стр. 298; Д. 3. Бакрадзе. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875, стр. 105; Н. Мурзакевия. Древнейший Пицундский православный храм. ЗООИД, т. X, 1877, стр. 418; Ф. Брун. Черноморье, т. II. Одесса, 1880, стр. 245.
12. И. И. Толстой и Н. П. Кондаков. Русские древности в памятниках искусства, вып. IV. СПб., 1891, стр. 61; А. М. Павлинов. Христианские памятники Кавказа. МАК, т. III, 1893, стр. 74, 75 (относит здание к типу поздних храмов X-XII вв. и считает, что храм, «вероятно, построен греками»); Ю. Куликовский. Где был построен имп. Юстинианом храм для Авазгов? «Археологические известия и заметки», 1897, № 2, стр. 34 и 37; Л. М. Меликсет-Беков. Древнейшая Пицунда у Понта Эвксинского. ЗООИД, т. XXXII, 1915, стр. 115-117 (связывает храм с грузино-армянской архитектурой); А. С. Башкиров. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 г. «Известия Абхазского научного общества», вып. IV. Сухум, 1926. стр. 33-37 (считает наиболее вероятной датой — X в.); из новой литературы: Н. П. Северов. Памятники грузинской архитектуры. М., 1947, стр. 195 (относит храм к XII в.); В. В. Беридзе. Грузинская архитектура с древнейших времен до начала XX в. Тбилиси, 1967, стр. 43-44 (относит к X в.); В. П. Пачулиа в^яде своих брошюр также, следуя общему мнению, относит храм к X-XI вв. или к X- XII вв. («В краю золотого руна». М., 1964, стр. 115; «Исторические памятники Абхазии, их значение и охрана». М., 1968, стр. 11; «По древней, но вечно молодой Абхазии». Сухуми, 1969, стр. 169-170).
13. Рис. см.: В. П. Пачулиа. В краю золотого руна, стр. 118; план см.: Н. Мдрзакевич, Древнейший Пицундский православный храм, табл. V.
14. Стены внутри сильно забелены, поэтому судить о кладке поверхностей стен, обращенных внутрь здания, затрудняемся. Описание кладки см. также: А. С. Башкиров. Указ, соч., стр. 24-25.
15. Л. М. Меликсет-Беков. Указ, соч., стр. 117.
16. Пользуюсь рукописью-исследованием С. С. Какабадзе, за ознакомление с которой приношу ему благодарность.
17. Это различие отмечено и Н. П. Северовым («Памятники грузинской архитектуры». М., 1947, стр. 195).
18. МАК, т. IV, 1894, стр. 9.
19. Там же, стр. 14; Г. Н. Чубинашвили. Архитектура Грузии. «Всеобщая история архитектуры», т. 3. М., 1966, стр. 339.
20. МАК, т. III, 1893, стр. IV.
21. Ср.: В. Беридзе. Указ, соч., стр. 14.
22. S. Ballance. The Byzantine Churches of Trapizond. «Anatolian Studies», t. X, 1960, стр. 146-151, 161-164; N. Baklanov. Deux monuments byzantins de Trapizonde. «Byzantion». T. IV, 1929, p. 263 ел. Н. И. Врунов. Архитектура Византии. Всеобщая история архитектуры», т. 3, М., 1966, стр. 117-122.
23. В. Пачулиа («В краю золотого руна», стр. 115) в своем кратком описании храма пишет, что эта кладка «характерна для поздневизантийской архитектуры». Но это неверно: смешанная кладка в XIII-XIV вв. носит совсем другой характер — она мельче, большей частью декоративна и выполнена на совсем другом растворе.
24. И. И. Толстой и Н. П. Кондаков. Русские древности. . ., т. IV, рис. 30 на стр. 39.
2
5. А. С. Башкиров. Указ, соч., стр. 31.
Патриарший собор в Пицунде
Пицунда: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Пицунды
- Куда сходить
- Озера (2)
- Пляжи (5)
- Достопримечательности (4)
- Водопады (2)
- Заповедники (1)
- Храмы, соборы, мечети (1)
- Музеи (1)
- Забронировать отель в Пицунде
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Пицунды
- Советы о Пицунде
Автобус | № 5 из Гагры |
Автострада | Из Гагры, Сухума — на юг по Сухумскому шоссе, затем свернуть к побережью — Пицундскому мысу |
Маршрутное такси | из Гагры |
Патриарший собор в Пицунде — одна из главных достопримечательностей Абхазии: Великий Питиунт включают в свой маршрут туристы, останавливающиеся в Гагре, Сухуме, Новом Афоне и ближайших курортах Краснодарского края. Внутри собора периодически проходят репетиции органных концертов.
Стоимость посещения и режим работы Пицундского собора в 2019 году
На сегодняшний день Пицундский храм продолжает функционировать скорее в качестве площадки для проведения концертов, нежели места для богослужения. В основном, репертуар включает в себя оперное и хоровое пение, а также исполнение органной музыки.
Вход для посетителей открыт ежедневно с 10:00 до 19:00. Концерты проходят в 17:00 (в пик сезона еще и в 20:00). Билеты в кассах органного зала продаются в день концерта с 13:00.
Входной билет стоит 100 рублей, для маленьких детей вход бесплатный. Однако посещение концерта в стоимость билета не входит. Чтобы послушать местный орган непосредственно в здании собора, вам нужно будет заплатить ещё 600 рублей на входе (детям до 5 лет посещение концерта не разрешается). При этом, концерт можно послушать бесплатно, расположившись на лавочке или траве на территории храмового комплекса.
История собора уходит корнями во времена Римской империи. Ориентировочно, во II веке н. э. на его месте находился стратегический фортификационный комплекс, а проще говоря — крепость. Спустя два века, в ранневизантийский период, на территории военного сооружения была заложена базилика (она являлась вотчиной епископа Стратофила — относительно известной фигуры раннего христианства). Храм обладал уникальным двенадцатицветным мозаичным полом, являющимся древнейшим на Кавказе и содержащий древнегреческое письмо. Древняя Пицунда входила в состав Византийской империи и являлась важным пограничным укреплением.
В VI веке император Юстиниан Великий приказал перестроить устаревший храм и возвести более масштабное здание. В этой обновлённой религиозной святыне в 541 году произошло обращение абхазцев в христианскую веру. В VIII веке образовалось Абхазское царство, и Абхазская церковь приобрела статус автокефальной. Таким образом, храм в Пицунде стал престольным. Спустя ещё два столетия собор снова подвергся реконструкции: стены стали кирпичными и появился купол, который отличал Пицундский храм от других грузинских церквей (у них венчающая часть была пирамидальной).
Ведутся споры о том, который из абхазских царей имеет отношение к выстраиванию собора. Есть два наиболее вероятных кандидата: первый — это Баграт III, второй — Гиоргий II. Постройки времён Гиоргия можно довольно точно идентифицировать и связать с его именем. Однако в летописях никакой информации о связи Гиоргия и Пицундского храма не было найдено, так что официальные источники указывают в качестве основателя собора Баграта III (правил Абхазией с 973 по 1014 год).
С середины X века церковь считалась кафедральной, в ней проводилось избрание Католикосов-Патриархов Абхазии и посвящение священнослужителей в сан епископа. Вплоть до XVII века Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного переживал свой расцвет, его несколько раз обновляли. Однако, из-за угрозы нападения турецкой армии, кафедру католикосов Абхазии эвакуировали в Гелатский монастырь Богородицы и Пицундский храм оказался заброшен. В этот период началась дехристианизация и местное население вернулось к языческому вероисповеданию. Однако, собор не подвергся осквернению и разграблению по счастливому стечению обстоятельств: в купол попала молния. По языческим понятиям, место, отмеченное ударом молнии, считается священным. Таким образом, Большой Пицундский храм стал почитаемым местом и у язычников-абхазов. Период упадка продолжался до второй половины XIX века. В это время собор снова отстроили и освятили во славу Успения Богородицы.
С 1875 до 1917 года Патриарший собор в Пицунде относился к подворью Новоафонского монастыря. В советское время на территории храма располагались пороховой и хозяйственный склады, с 1943 по 1944, во время Великой Отечественной войны, здесь был расквартирован 248-й стрелковый полк. В 1974 году Центральный совет по Управлению курортами профсоюзов поставил задачу перед директором Объединения пансионатов Пицунды по реставрации и преобразованию Большого Пицундского храма в концертный зал. И уже в следующем году в здании собора был установлен немецкий орган, а алтарная часть была переоборудована в сцену для выступлений.
Архитектура
С точки зрения архитектурного исполнения Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного классифицируется как крестовокупольный. Также строение относится к трёхнефным и трёхапсидым храмам. В целом ансамбль классический, без каких-либо экзотических вкраплений.
Размеры здания внушительные, особенно по меркам средневековья. Длина составляет — 43,3 метра, ширина — 22,7 метра, а высота постройки — 29 метров (то есть практически с десятиэтажный дом).
Из-за естественной усадки под собственной тяжестью собор ушёл в землю на почти метровую глубину. Характерной особенностью храма является способ кирпичной кладки. Цокольная часть выполнена из камня, на высоте двух метров располагается первой слой кирпича. Камень и кирпич идут чередующимися слоями, при этом толщина каменного слоя с каждым разом уменьшается. В свою очередь, купол, верхние части стен, внутренние опорные столбы уже полностью выполнены из кирпича. Свод собора имеет легкий элемент стрельчатости. Скорее всего этот участок подвергался реконструкции в более поздние времена.
Патриарший собор в Пицунде на google-панорамах
Внутреннее убранство
Стены здания оштукатурены, в более ранние времена на стенах присутствовали фрески, которые частично сохранились на всём внутреннем пространстве, пояс медальонов в алтарной части дошёл до наших дней в более хорошем состоянии. Внутри храм привлекает внимание своими обширными пространствами на хорах. К ним ведёт каменная лестница, там же можно увидеть установленные кресла для слушателей органа.
В западной части внутреннего пространства Пицундского храма располагается усыпальница с двумя гробницами, в которых похоронены апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный (в честь которого церковь и получила своё название). Внутри усыпальниц можно увидеть фрески, посвященные двум упокоенным апостолам.
Интерьер Патриаршего собора в Пицунде на google-панорамах
Как добраться до Патриаршего собора в Пицунде
Патриарший собор стоит в центре города на пересечении Кипарисовой аллеи и улицы им. Т. И. Гицба, огорожен забором из камня. Храм располагается в 25 километрах от города Гагры. Добраться непосредственно до комплекса можно на маршрутке или автобусе № 5 из Гагры, время пути составляет порядка получаса.
Для заказа такси доступны такие сервисы, как KiwiTaxi и GT Абхазия.
На личном авто Из Гагры или Сухума нужно выезжать на юг по Сухумскому шоссе, затем свернуть к побережью — Пицундскому мысу.
Схема автомобильного маршрута от Гагры до Патриаршего собора в Пицунде
Патриарший собор в Пицунде: видео
Патриарший собор в Пицунде
Собор в честь Апостола Андрея Первозванного | |
![]() | |
Адрес: | |
---|---|
Первое упоминание: | |
Тип помещения: |