Храм Баграта в Кутаиси
В Грузии находится немало городов с тысячелетней историей, в которых сохранились памятники средневековой архитектуры. Наличие подобных достопримечательностей помогает жителям изучать историю предков и восхищаться умением возводить монументальные сооружения с использованием примитивных механизмов.
Но есть в Грузии архитектурные памятники, которые помимо исторической ценности представляют важную культурную и политическую значимость в истории грузинского народа. Одной из культовых достопримечательностей Грузии является расположенный в городе Кутаиси величественный Собор Успения Богородицы. Основной особенностью собора являются поистине грандиозные размеры, которые усиливают его величие расположением на каменистой горе Укмериони. Его видно практически с каждого угла Кутаиси, а расположившись на горе – открываются восхитительные виды на город и окрестности.
Дорогое каждому грузину христианское сооружение чаще называют Собором или Храмом Баграта, или просто Баграти. Архитектурная памятка построена на пересечении X-XI веков во времена царствования Баграта III, в честь которого и получила название.
Чтобы разобраться в значении храма Баграта для грузинского народа, необходимо обратиться к истории и понять его предназначение и функцию, которую он выполнял на протяжении тысячи лет.
История
Возведение храма началось в 970-е годы в период воцарения Баграта III, родоначальника княжеской ветви Багратиони. На то время правил Абхазским и Имеретинским царством. Позже присоединив Кутаиси, был провозглашен царем Западной Грузии. Видимо тогда, осматривая окрестности с возвышения, решил построить собор, который по масштабности и величии должен превосходить все имеющиеся строения.
Основное отличие храма от многих культовых строений является расположение на горе, ведь часто для возведения храмов использовалась равнинная местность. Поэтому место для будущего монументального сооружения выбрано не случайно.
Окончание работы датируется 1003 годом, о чем есть соответствующая надпись на одной из стен, а также упоминание в летописях. В год постройки собор освящен в честь Успения Богородицы.
В нем гармонично переплелись грузинские, абхазские и византийские архитектурные стили. Храм имеет квадратную форму и сооружен из огромных каменных блоков, а также обнесен по периметру крепостными стенами. Он поражает гармоничными пропорциями, пышно украшен портиками, лепниной, мозаикой и резьбой. Подобное сочетание делает собор не похожим на другие храмы Грузии. Его можно назвать красивым, насколько применительно данное сравнение с каменным сооружением.
Немного позже, присоединив южные и восточные земли, Баграт III сделал первые шаги к объединению разрозненных княжеств.
Новый храм стал образцом архитектуры средневекового Закавказья, главным духовным центром грузинского царства. Здесь происходили все важные и знаменательные события того времени. Со временем исполнял не только прямые функции, а стал символом могущества и единства грузинского царства. Храм неоднократно использовался для проведения важных церемоний государственного значения.
В 1089 году в храме короновали Давида IV Строителя, с именем которого связывают процветание народа и окончательное объединение грузинских земель в единое государство.
На протяжении семи столетий храм возвышался на горе и поражал размерами и архитектурным изяществом. В соборе хранилось множество христианских святынь и чудотворных икон, которые исчезли во время разрушений.
Падение святыни
В XVII веке собор частично поврежден во время турецкого нападения – от взрыва сильно пострадала кровля и купола. Еще более ощутимый ущерб получил во время артиллерийского обстрела русской армии, когда была разрушена восточная часть.
Наполовину разрушенным храм оставался на протяжении трех столетий. Вплоть до XX века не предпринималось никаких попыток для отстройки собора.
Возрождение архитектурной памятки
Во время баллотирования на второй срок, президент Грузии Михаил Саакашвили включил в предвыборную программу первоочередным пунктом вопрос о восстановлении и масштабной реконструкции храма Баграта.
Много преград и трудностей прошлось преодолеть во время реставрации, даже на некоторое время пришлось сворачивать ремонтные работы. Но лидер решительно выполнял предвыборное обещание в возрождении символа единства страны.
В 2012 году возведение двухметрового бронзового креста около 300 кг ознаменовало окончание грандиозного строительства.
По мнению международных экспертов, после реставрации не сохранилась аутентичность культурного памятника, особенно это касается стеклянного лифта, построенного с северной стороны. Но в то же время отмечается великолепие внешнего и внутреннего убранства, а также масштабность проделанной работы.
Хотя мозаика сохранилась лишь частично, но по остаткам можно судить о роскоши храма и высоком мастерстве средневековых ювелиров.