фото вокзал сухум
Железнодорожный вокзал в Сухуме: величие и разруха
Железнодорожный вокзал в Сухуме определено стоит того, чтобы уделить ему внимание. Сухумский железнодорожный вокзал, так же как станция Псырцха в Новом Афоне и железнодорожная платформа Гума, заброшен и, к сожалению, находится в запущение.
Железнодорожный вокзал в Сухуме: история
Сухумский вокзал в советское время
История железнодорожного сообщения в Абхазии берет своё начало ещё с 30-х годов прошлого века. В 1940 году состоялось открытие первого участка от станции Ингури до Сухума, вместе с веткой на Ткуарчал, а в 1942 закончено строительство железнодорожных путей от Сухума до Адлера.
Сухумский железнодорожный вокзал в Сухуме в наше время находится в запущение
С этого времени начинает функционировать прямое железнодорожное сообщение по всей Черноморской ветке, которая в 1949 году входит в состав Закавказской железной дороги.
Железнодорожный вокзал в Сухуме появляется чуть позже, он был открыт 1 декабря 1951 году.
Сухумский вокзал во время абхазско-грузинского конфликта
В начале 1992 года Сухумский железнодорожный вокзал функционировал, здесь проходили 12 поездов междугороднего сообщения и два пригородного направления:
- № 13/14 Москва — Тбилиси
- № 35/36 Москва — Цхалтубо
- № 47/48 Москва — Батуми
- № 51/52 Москва — Сухуми
- № 55/56 Москва — Ереван
- № 121/122 Москва — Сухуми
- № 183/184 Ростов-на-Дону — Ереван
- № 207/208 Киев — Тбилиси
- № 265/266 Москва — Ереван
- № 267/268 Москва — Тбилиси
- № 545/546 Санкт-Петербург — Сухуми
- № 587/588 Сочи — Ереван
- пять пар пригородных поездов до Сочи
- две пары пригородных поездов до Ткуарчала
Во время Отечественной Войны Народа Абхазии железнодорожное сообщение через станцию Сухум было остановлено. Здание вокзала использовалось в качестве склада для оружия и боеприпасов.
Не смотря на то, что за время военных действий здание не сильно пострадало, оно было заброшено и впоследствии расхищено
Железнодорожный вокзал в Сухуме не функционируют, но поезда до станции Сухум идут из разных городов России
После окончания войны, через станцию Сухум курсировало лишь два пригородных поезда по направлению к русско-абхазской границе до станции Псоу и, в восточном направлении, до станции Очамчыра
Сухумский вокзал: наши дни
Современная история железнодорожного сообщения в Абхазии начинается с 2002 года. Именно в этом году была запущена электричка по маршруту Сухум – Сочи.
С помощью российских компаний, в 2004 году начинается массовое восстановление железнодорожных путей. На время ремонта движение электропоездов до Сочи было приостановлено.
10 сентября 2004 года, после окончания ремонтных работ, по железной дороге проследовал первый поезд дальнего следования Сухум – Москва. Полноценным поездом назвать его было сложно, это были несколько вагонов, которые на станции Веселое вошли в состав скорого поезда № 75/76. Тем не менее, начало было положено.
На данный момент до станции Сухум из России курсируют следующее поезда:
Подробнее об этих поездах я писала в одной из статей серии «как добраться до Абхазии».
Расписание поездов до станции Сухум
Ознакомиться с расписанием поездов следующих до станции Сухум вы можете ниже
Поезд № 305/306 Москва — Сухум курсирует круглогодично, остальные – в летний сезон.
Железнодорожный вокзал в Сухуме: описание и архитектура
Проект Сухумского железнодорожного вокзала выполнили архитекторы Лола и Леван Мушкудиани. Вокзал был выполнен в характерном для того времени стиле – сталинском ампире.
В этом же стиле построены железнодорожный вокзал и морской порт в городе Сочи. Я очень люблю здание железнодорожного вокзала в Сочи и, на мой взгляд, если Сухумский вокзал отреставрируют, он ничуть не будет уступать Сочинскому вокзалу.
морской порт в Сочи также как и железнодорожный вокзал в Сухуме построен в стиле сталинский ампир
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/vabkhaziizhit.ru/wp-content/uploads/2018/02/vokzal-v-suhume-1.jpg?fit=2048%2C1536″ data-large-file=»https://i2.wp.com/vabkhaziizhit.ru/wp-content/uploads/2018/02/vokzal-v-suhume-1.jpg?fit=750%2C563″ /> Здание Морского порта в Сочи
Сухумский вокзал в 50-е годы прошлого века считался крупным и мог вмещать одновременно до 1000 пассажиров. Кроме того, он имел раздельные залы ожидания для пригородных поездов и поездов дальнего следования, а отдельные выходы на перроны являлись новшеством в то время и были рекомендованы к применению в других городах Советского Союза.
Железнодорожный вокзал в Сухуме в советское время
Само здание было облицовано мрамором и гранитом, окна и двери были сделаны из каштана, а пол в привокзальном ресторане был покрыт паркетом. К сожалению, от былого величия мало, что осталось. Здание полностью заброшено, местами заросло инжиром и другими растениями.
Как выглядит железнодорожный вокзал в Сухуме внутри
В 2016 году была предпринята попытка реконструкции вокзала, которая началась с ремонта кровли. Здание было обнесено забором, но из-за нехватки денежных средств ремонт был приостановлен.
На данный момент функционируют только кассы по продажам железнодорожных билетов, размещенные в здании рядом с вокзалом.
Железнодорожный вокзал в Сухуме: место расположение на карте города
Адрес Железнодорожного вокзала: г. Сухум, ул. Дзидзария, д. 109
Добраться до Сухумского вокзала не составит труда практически из любой точки города.
Поделись с друзьями:
Фото вокзал сухум


В свете того, что в январе защищать диплом, сейчас очень много работы над ним. Поэтому немного выбиваюсь из графика и не успеваю вовремя публиковать отчеты. Но лучше поздно, чем никогда, поэтому сегодня выкладываю описание небольшой прогулки во время нашего сентябрьского путешествия в Абхазию. Даже с 2 прогулок, ведь в 1 день после приезда мы прогулялись до ж/д вокзала и поездов, а через пару дней вернулись и с башенки под звездой на закате поснимали снова окрестности города Сухум и собственно закат.
Под катом много фотографий поездов, ж/д полотна, ж/д вокзала и с его крыши.
Напомню, что в свое время я уже выкладывал отчет с этого места — см.ссылку — http://alexdoomer2009.livejournal.com/60968.html про поезда и http://alexdoomer2009.livejournal.com/61213.html про вокзал. Однако мы вернулись в Абхазию с новой фототехникой, чего бы не посетить еще раз, в перерыве между отдыхом на море и в тени парков. Сказано — сделано, мы уже идем через дачную часть города Сухум в сторону вокзала. Уже вскоре мы добираемся до железнодорожного полотна и видим первые подвижки в сторону к процветанию — между двумя сторонами ж/д на основе старого сделали новый красивый мост аля «трубопровод». Сначала мы хотели двинуться по нему, но поняли, что он ведет далеко дальше от жд на ту сторону, поэтому обошли и спустились дедовскими путями. И вот мы уже идем мимо разрушенных зданий по ремонту поездов, впереди появляются несколько заброшенных поездов, просто вагонов, были и товарняки, багажные вагоны, вагоны-рестораны. На самом деле не так уж и много — походу некоторые отогнали, однако еще много стоит на путях. Корпуса многих уже начинают ржаветь и разваливаться, заглядывали внутрь нескольких плацкартов — сильно побитые, растасканные на металлолом, фотографии не буду выкладывать, немного не впишутся в яркий солнечный отчет) В целом — в такую погоду прогуляться было отлично, но было ужасно жарко. Еще на территории растет много кустов ежевики (?), очень колючей. Итак, фотографии с поездов:
1. Попав на железнодорожное полотно и пройдя заброшенные цеха, мы видим такую картину. Слева рельсы уходят вдаль по направлению в сторону Нового Афона, справа стоят забытые поезда.
2. Подойдем поближе к одному из поездов, внутри — типичные плацкартные. Бурная растительность проросла вагон изнутри и бьется наружу из окошка двери. Изощримся, наклонимся и сделаем такой вот кадр «взгляд снизу».
3. На земле у рельсов находим привет из советского прошлого.
4. Пройдем дальше, на другой стороне уже видны дома близ ж/д станции. Первые два — жилые, третий — либо недостроен, либо заброшен.
5. 19-местный вагон.
6. Идем дальше. А в этом вагоне — 54 спальных вагона и 81 для сидения.
7. А вот и вагоны товарняков, также часто встречаются мачты ЛЭП и другие железнодорожные вышки.
8. Когда мы проходим вдоль всех поездов в сторону от центра города, становится виден вагон с краном для погрузки и разгрузки путевых материалов.
9. В некоторых местах корпуса вагонов значительно повреждены временем.
10. Железная дорога, уходящая вдаль.
11. Встречаются и цистерны, номер на одной из цистерн на фоне зеленеющей травы.
12. Пойдем обратно, в сторону вокзала. По пути продолжаем фотографировать.
13. Заглавная фотография.
После того, как осмотрели поезда на путях — обошли основную их часть, вернулись к самому зданию вокзала, которое вы увидите на фотографиях. Приведем сначала краткую историческую справку:
«Железная дорога пришла в Абхазию в начале 30-х годов XX века. В 1940 году был открыт участок от станции Ингири до Сухуми (с веткой на Ткуарчал), а в 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году и вошла в состав Закавказской железной дороги. Современное здание вокзала было построено в середине 50-х годов XX века. В начале 1992 года через станцию Сухум курсировали поезда: № 13/14 Москва — Тбилиси,№ 35/36 Москва — Цхалтубо,№ 47/48 Москва — Батуми,№ 51/52 Москва — Сухуми,№ 55/56 Москва — Ереван,№ 121/122 Москва — Сухуми,№ 183/184 Ростов-на-Дону — Ереван,№ 207/208 Киев — Тбилиси,№ 265/266 Москва — Ереван,№ 267/268 Москва — Тбилиси,№ 545/546 Санкт-Петербург — Сухуми,№ 587/588 Сочи — Ереван,пять пар пригородных поездов до Сочи,две пары пригородных поездов до Ткуарчала.
В результате вооружённого конфликта 1992—1993 гг движение по станции Сухум было полностью прекращено. После прекращения боевых действий станция обслуживала только две пары пригородных поездов: Сухум — Псоу (российско-абхазская граница), Сухум — Очамчыра.
5 декабря 2002 по мосту через реку Псоу прошел электропоезд Сухум — Сочи. В 2004 на участке Абхазской железной дороги (от Псоу до Сухума) начались полномасштабные восстановительные работы, производившиеся силами российских строительных организаций. На период производства ремонтных работ движение электропоездов было прекращено. 10 сентября 2004 года по Абхазской железной дороге прошёл первый поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухум — Москва[2] (от станции Весёлое до Москвы эти вагоны шли в составе скорого поезда № 75/76). Одновременно с этим возобновилось движение электропоезда Сочи — Сухум. По состоянию на лето 2010 года станция Сухум обслуживала 1 пару поездов № 627/628 сообщением Москва — Ростов-на-Дону — Сухум[2] (3 прицепных вагона к поезду № 75-76 «Адлер-Москва»).» (источник)
Итак, мы подошли к зданию вокзала. За два года, что нас тут не было, тут ничего не поменялось. Внутрь главного зала ожидания мы не пошли — во-первых, оно было заколочено, а единственный залаз поражал уровнем своей «чистоты». Поэтому мы решили сразу двинуть на крышу на шпиль, зайдя внутрь и поднявшись в полной темноте по нескольким лестницам, пройдя несколько переходов, мы оказались на первом ярусе крыши. Тут можно отдохнуть, насладиться видами на город, тут много места, красивое оформление потолков, центральной части низа шпиля. Но нам хотелось большего, и вот мы уже ползем выше, по следующим лестницам. Таким образом мы добрались до ротонды на крыше. Она оказалась вся увешана антеннами и оборудованиями, а также был облом в том, что до звезды достать невозможно — это же не Котельническая высотка=) Ну да ладно — еще оказалось, что с обратной стороны вокзала припаркована милицейская машина, поэтому мы решили особо не палиться и долго там не торчать. Снизу пробыли подольше. Стало понятно, что половина вокзала сгорела капитально — рухнула крыша и перекрытия, а вот вторая сохранилась поцелее, но сверху по крыше и чердаку я ходить бы точно не стал. С другой стороны вокзала виднелась еше одно пространство за красивыми колоннами, мы его запомним, но вернемся попозже, уже в другой день, когда будем снимать закат.
14. Здание вокзала — взгляд со стороны железной дороги. Несмотря на типичность архитектуры того времени, мне это здание нравится. Как нравятся и здания Речного вокзала в Москве, павильонов ВВЦ похожей архитектуры и многие другие. Пальмы также радуют глаз москвичей)
15. А вот и фотография нового перехода, который был реконструирован совсем недавно.
16. Еще немного фотографий площади перед вокзалом. Особо внимательные заметят в кадре не только пальмы, но и маленькую собачку.
17. Теперь обойдем вокзал кругом, попутно полюбовавшись колоннами по бокам от бывшего главного входа. А вот и он. Раньше люди покупали билеты в кассах внутри вокзала, отдыхали в залах ожидания, в цивильных условиях. Теперь билетные кассы ютятся в маленьком здание с другого края, там можно купить билет только на пару единственных поездов. Кстати, реставрация этого вокзала давно в планах, но на сентябрь 2011 конкретно в самом здании ремонт не начался.
18. Преодолев сырой и грязный первый этаж и поднявшись по узким и старым лестницам, мы оказываемся на 1 ярусе крышей под колоннами. Сделаем отсюда первый кадр в сторону гор. На переднем плане привокзальная площадь, сюда приезжают все маршрутки и автобусы, которые едут в Сухум из других городов. Прямо по центру виднеется пешеходный переход — заходить в него я бы не советовал. По бокам отнего стоят два пятиэтажных советских дома — на них сохранились типичные вывески того времени «Трикотаж» и «Промтовары». Вдали виднеются пригороды Сухума и горы.
19. Оглянемся на шпиль со звездой. Кадр лучше будет далее с вечерней вылазки.
20. Псевдопанорама в сторону железнодорожной станции «Гума» и центральной части города Сухум — по центру справа. Погода просто отличная! Спереди виднеется полностью выгоревшая часть вокзала с рухнувшей крышей.
21. Попытка сделать кадр в ротонде под шпилем со звездой. Почти на каждой колонне установлен кронштейн для антенн сотовой связи.
22. Спускаемся вниз и идем на улицу — сделаем теперь кадр вокзала с северозападного угла. Ранее двери справа были открыты и можно было запечатлеть остатки советской лепнины на потолке (см.прошлый отчет). Теперь все заколочено — оно и к лучшему. Над дверьми висит картинка с поездом. Кстати на вокзале видна надпись «Сухумский вокзал», а с другой стороны написано «Авокзал» (как и многие другие названия).
На этом наша прогулка в этот день продолжилась, но это уже совсем другая история=) Через несколько дней мы вернулись к вокзалу на закате — при том мы вроде бы верно рассчитали время, но троллейбус (кстати в Абхазии появились новые и очень красивые оранжевые троллейбусы с электронным таблом) немножко припоздал и мы соответственно тоже. Прибыв к месту, мы увидели, как солнце стремительно начинало прятаться за горизонтом. Поторопившись, мы все же успели подняться к шпилю и заснять город и вокзал в вечерних красках, когда солнце скрывалось вдали.
23. Шпиль еще раз. Теперь уже на фоне неба в вечерних сумеречных красках.
24. Сделаем кадр из пространства с колоннами, где стоим мы на другое похожее, но без шпиля с другой стороны вокзала. Позже мы пройдем туда по крыше. Кстати чего особо бы делать не советовал, так как в некоторых местах чувствуется, что надежность листов не особая.
25. А вот мы уже и там — кадр на центральную часть вокзала со шпилем на фоне заката и гор.
26. Похожий кадр уже был, на этот раз — вечерний. Кстати в тот вечер где-то был пожар или горела мусорка, поэтому на город в этом районе спустилась легкая дымная пелена (позже, чем на кадре, поэтому особо продолжать без штатива не было смысла).
27. Как же закат — без закатного кадра. Солнце начинает скрываться за горизонтом, слева вдали виднеется море, а слева снизу и в центре — новый переход и заброшенные поезда.
28. По мановению ока солнце заходит. Сделаем похожую фотографию, но через колонны.
29. Кадр на центральную часть вокзала, где мы с девушкой встречали закат. На этот раз — чтобы увидеть эту часть более полно.
30. Обернемся на железнодорожные пути, уходящие вдаль и увидим множество грузовых поездов. Но они несильно портят картину, ведь над горами вдали — красивое сумеречное небо.
31. А вот и снимок внутри террасы на крыше (с кадра 24).
32. В это время краски на небе стали принимать совсем сказочный цвет — сделаем заключительный кадр на шпиль со звездой.
На этом очередной отчет заканчивается, но далеко не заканчиваются отчеты из Абхазии. Будет еще много интересного.
Чемодан, вокзал, Сухум
В день 65-летия со дня начала эксплуатации Сухумского вокзала читайте о нем в материале Арифы Капба.
Туристы, приезжающие в Сухум и разгуливающие по городу с фотоаппаратом в руках, чаще всего снимают места всем известные – набережную, пальмы, море, но самые любопытные из них часто ищут гораздо более интересные и нетривиальные места. Помню, как-то в официальном аккаунте в instagram одного известного журнала о путешествиях я нашла потрясающей красоты фото заброшенного вокзального зала. Буквально цветущие посреди когда-то действующего вокзала деревья и растения объединились в один рисунок с обветшалой, но все еще сохраняющей прежнюю красоту росписью стен. Когда-то здесь кого-то встречали, кого-то провожали, кого-то ждали.
Помимо центрального железнодорожного вокзала, который функционирует, хотя большая часть этого прежде красивого здания долгое время находилась в удручающем состоянии, другими важными городскими вокзалами были «Келасурский» и станция «Бараташвили», теперь «Гума».
Горожане со стажем помнят, как центральный вокзал строили во второй половине сороковых годов прошлого века. Главной рабочей силой во время строительства были заключенные, вспоминает 83-летний житель Сухума Гарри Сигалевич.
«Помню, место было огорожено, и была специальная охрана, сюда привозили тех, кто сидел в тюрьме, и именно они строили вокзал», — вспоминает Сигалевич. Также он рассказывает о том, что уже была проложена прямая железнодорожная связь с Москвой и другими городами. До этого все поезда приходили в Адлер, а дальше в Сухум пассажиры ехали на автобусах.
Посмотреть на новенький, роскошный сухумский вокзал ходил весь город, вспоминает Гарри Евгеньевич. «Хоть все эти вокзалы, которые тогда строили по городам, были однотипные, все равно было красиво, все чисто, очень аккуратно, было приятно туда приехать, просто посмотреть на все, не то что сейчас», — вспоминает старый горожанин.
«Станция «Бараташвили» появилась позже, — вспоминает Сигалевич. — Там все поезда останавливались буквально на три минуты. Там тоже все было красиво, ухоженно, и помню, при станции работал прекрасный буфет».
Третьим вокзалом города считался «Келасурский». Большинство сухумчан, с которыми мне довелось побеседовать на эту тему, считают, что именно этот вокзал появился в городе раньше остальных, но никто вспомнить точную дату его постройки не смог. Однако тут некоторое разъяснение внес журналист, историк Георгос Григориадис. Благодаря вырезке из старой греческой сухумской газеты «Кокинос Капнас», он установил, что уже к декабрю 1935 года строительство вокзала в Келасуре подходило к завершению, на том этапе оставалось лишь установить оконные рамы. Соответственно, Григориадис делает вывод о том, что открыт и готов к эксплуатации этот объект был уже в 1936 году.
Зато многие помнят, что он отличался красотой росписи стен, отличным рестораном, куда съезжался весь город «на обед», а еще своим очень удобным расположением у моря.
«В конце пятидесятых к вокзалу постоянно приходили туристические поезда. Они тут останавливались, пассажиры выходили, у них была экскурсия, многие купались в море, которое начиналось прямо за железнодорожными путями. И такое было», — рассказал Сигалевич.
А еще Келасурский вокзал был промежуточным пунктом для тех поездов, которые шли по конечным маршрутам Москва-Баку, Москва-Ереван, Москва-Тбилиси и многих других. Движение было довольно оживленным, а билеты можно было купить прямо в кассе на «Келасурском». Центральный же сухумский вокзал был главной станцией для прямого поезда Сухум-Москва.
Гарри Сигалевич вспоминает, что билет Москва-Сухум в пору его молодости стоил около 32 рублей: «После 1961 года ввели впервые страхсбор в 30 копеек, и тогда, помню, была паника — за что с пассажиров берут 30 копеек», — улыбнулся Гарри Евгеньевич, воспоминая молодость.
Ученый Сурам Сакания, говоря о вокзальной архитектуре Сухума, подчеркивает, что все вокзалы, которые строились в сталинское время, возводились чаще всего под руководством русских инженеров и строителей, однако в документы по личной «протекции» товарища Сталина порой вписывались и грузинские имена. Так, он припомнил, что по одним документам архитектором проходил некто по фамилии Калдани.
Кстати, к архитектуре этого же периода Сакания относит не только вокзалы, но и некоторые другие объекты, в том числе Гумистинский мост. Он, по мнению Сурама Сакания, не имеет себе равных по изяществу форм и всей конструкции. В тот же период были выстроены дом Правительства, ныне Администрация президента, которая выходит на набережную Махаджиров и здание дворца спорта имени Багапш на Красном мосту.
«Красоту форм всех перечисленных зданий, — считает Сакания, — прежде всего, создают правильные пропорции. Например, Сухумский вокзал своими пропорциями и масштабом не давит на человека угнетающе, как это свойственно многим монументальным вокзалам, рядом с которыми человек себя чувствует невесомой песчинкой».
Дисгармонию ученый видит в другом, а именно в том, что центральный вокзал расположен чуть ниже центральной трассы, что, по мнению Сакания, слегка искажает вид этого архитектурного памятника, подобно тому, как искажается фигура человека, если на него смотреть сверху.
Все вокзалы построены в стиле сталинского классицизма, некоторые – в стиле сталинского ампира. В целом, этот стиль был призван показать всю мощь режима и весь размах будущих преобразований, сулящих всем гражданам советской страны «светлое будущее».
Некоторая помпезность стиля, однако, не мешала идеальному функционированию и блестящей организации работы вокзалов. Как вспоминают жители города, вокзалы были очень удобны для пассажиров. Даже несмотря на довольно внушительный оборот пассажиров, никогда не было ни толпы, ни очереди, ни какой-то значительной задержки рейсов.
Сейчас же все это в прошлом. Келасурский вокзал находится в полном забвении и заброшенности двадцать с лишним послевоенных лет, центральный вокзал функционирует, но до полного восстановления еще далеко. А вот станция «Гума» с легкой руки активистов возродилась в новом качестве. Теперь это модное в городе пространство для выставок, арт-перфомансов и даже концертов, как-то в нем выступала оперная певица, Народная артистка Абхазии Алиса Гицба.
Практика делать из старых, заброшенных и уже не функционирующих вокзалов, фабрик, станций, гаражей площадки для современного искусства — это давняя и успешная мировая практика. Стоит вспомнить Гамбургский вокзал или музей современного искусства Истанбул Модерн в Стамбуле. Примеров множество, смысл один – часто именно в стенах старых, всеми заброшенных домов и зданий, давно потерявших свой функциональный резерв, рождаются и там же приживаются новейшие идеи современных художников – так появляются ультрамодные арт-пространства. У Сухума здесь огромная перспектива.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах
Сухуми, каким вы его не знали (55 фото)
Несмотря на серьезную помощь со стороны России дела в Абхазии обстоят далеко не самым лучшим образом, что может заметить даже простой турист, погуляв по улицам Сухуми. Местные жители винят во всем войну с Грузией, после окончания которой минуло уже 22 года. После вооруженного конфликта многие жители покинули город, и, что он теперь собой представляет, решил показать и рассказать один блогер-путешественник.
Первое впечатление – растительность лезет прямо в окна поезда. Такое не встретишь в России.
Прибыл на вокзал Сухуми.
Вокзал превращен в общественный туалет – кругом воняет дерьмом, а само здание вокзала все в зарослях.
Второй этаж вокзала в Сухуми.
Вот так выглядит дорога у самого центрального вокзала страны.
Сухуми на половину заброшен. Кругом пустые дома с разбитыми окнами.
Дорога на море от Ж/Д вокзала.
Интересно, местные жители слышали про существование мусорных урн?
Мост через речку.
Впечатление, что вся республика застряла в 90-х годах.
Мы ругаем наши дороги, а здесь их почти нет.
Понравилась лишь набережная.
Турники и брусья на пляже.
Дома в центре Сухуми.
Тротуаров в Сухуми тоже нет.
Ноги здесь переломать проще простого.
Символ современной Абхазии – разрушенное в ходе войны здание Совета министров времен СССР.
Кстати, во время войны здесь снесли памятник Ленину.
Здание уже давно превратилось в оранжерею из сорняков.
Вокзал «Новый Афон».
К счастью, Вы не чувствуете запах.
В парке Свободы (центральный парк города Сухуми) даже нет брусчатки.
При этом здесь умудряются строить вот такие хоромы.
Сухум (станция) —>
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Станция | |
Сухум |
---|
Железная дорога пришла в Абхазию в начале 30-х годов XX века. В 1940 году был открыт участок от станции Ингури до Сухуми (с веткой на Ткуарчал), а в 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году и вошла в состав Закавказской железной дороги. Современное здание вокзала было построено в середине 50-х годов XX века. В начале 1992 года через станцию Сухум курсировали поезда:
- № 13/14 Москва — Тбилиси,
- № 35/36 Москва — Цхалтубо,
- № 47/48 Москва — Батуми,
- № 51/52 Москва — Сухуми,
- № 55/56 Москва — Ереван,
- № 121/122 Москва — Сухуми,
- № 183/184 Ростов-на-Дону — Ереван,
- № 207/208 Киев — Тбилиси,
- № 265/266 Москва — Ереван,
- № 267/268 Москва — Тбилиси,
- № 545/546 Санкт-Петербург — Сухуми,
- № 587/588 Сочи — Ереван,
- пять пар пригородных поездов до Сочи,
- две пары пригородных поездов до Ткуарчала.
В результате вооружённого конфликта 1992—1993 годов движение по станции Сухум было полностью прекращено. После прекращения боевых действий станция обслуживала только две пары пригородных поездов:
5 декабря 2002 по мосту через реку Псоу прошёл электропоезд Сухум — Сочи. В 2004 на участке Абхазской железной дороги (от Псоу до Сухума) начались полномасштабные восстановительные работы, производившиеся силами российских строительных организаций. На период производства ремонтных работ движение электропоездов было прекращено. 10 сентября 2004 года по Абхазской железной дороге прошёл первый поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухум — Москва [2] (от станции Весёлое до Москвы эти вагоны шли в составе скорого поезда № 75/76). Одновременно с этим возобновилось движение электропоезда Сочи — Сухум. В настоящее время станция Сухум обслуживает 1 пару поездов № 305/306 сообщением Москва — Сухум.
Начиная с лета 2014 к поезду № 305/306 сообщением Москва — Сухум добавилось несколько новых летних пассажирских поездов.
14 марта 2016 года на сухумском вокзале начался ремонт кровли [3] .
Дальнее сообщение по станции
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
305 | Москва — Сухум | 306 | Сухум — Москва |
479 | Санкт-Петербург — Сухум | 480* | Сухум — Санкт-Петербург |
487 | Самара — Сухум | 488* | Сухум — Самара |
547* | Москва — Сухум | 548* | Сухум — Москва |
Звёздочкой отмечены поезда, курсирующие только в летний период.
Другая Абхазия. Солнечные пляжи, заброшенные места и город-призрак Ткуарчал
Обычно туристы посещая Абхазию едут на экскурсии в Новый Афон, на живописное озеро Рица, отдыхают на солнечных пляжах в Гагре или, например, в Пицунде.
В этом отчете такого не будет. Я хотел бы показать те места, до которых большинство не доезжает. Любителям заброшек и городов-призраков будет интересно.
@kiorsergey На въезде в город Ткуарчал
Граница. Из Адлера до КПП «Псоу» (въезд в Абхазию из России) можно добраться на обычной маршуртке. Для граждан России въезд в Абхазию возможен по внутреннему паспорту, виза не нужна, а вот граждане Белоруссии, Украины и прочих государств, не признавших суверенитет республики, в обязательном порядке оформляют визу. О действующем порядке оформления можно узнать на сайте МИД Абхазии: mfaapsny.org/council/visa.php
❗Помните, что с абхазскими штампами в паспорте въезд в Грузию для вас будет закрыт. Требуйте ставить штампы/визы на отдельные бланки.
Гагры, Абхазия
Первым на моем пути оказался город Гагры, до которого от границы полчаса езды на автобусе.
@kiorsergey Набережная г. Гагры
В городе сразу заметен контраст между красивыми пляжами, милыми кафешками и потрепанными после войны строениями.
Центр города. Одна из многочисленных заброшенных гостиниц. К слову, с жильем в Абхазии проблем нет, многие сдают квартиры/комнаты. Зимой расценки 150-500 руб. за ночь. Отопления здесь нет, поэтому ночью может быть прохладно.
@kiorsegrey г. Гагры
Многие жилые кварталы выглядят удручающе, тем не менее в Гагре кипит жизнь. Даже в нетуристический сезон здесь есть чем заняться и куда сходить.
Вероятно, очередной недостроенный отель.
@kiorsergey Грустная стройка
А вот и столица. От Гагры до Сухума 80 км, автобусы ходят регулярно. Железная дорога в Абхазии давно заброшена.
@kiorsergey ЖД вокзал г. Сухум
ЖД вокзалы в Абхазии не спешат восстанавливать. На фото: заброшенный ЖД вокзал города Сухум.
@kiorsergey ЖД вокзал г. Сухум
Справа от вокзала очередное грустное строение.
@kiorsergey г. Сухум
Центр столицы. Заброшенный парламент, разрушенный 20 лет назад. В Абхазии, как и в соседней Грузии, много мерседесов.
@kiorsergey Парламент г. Сухум
Город-призрак Ткуарчал
От ЖД вокзала Сухума каждые 2-3 часа ходят автобусы в Ткуарчал — наиболее интересовавший меня полузаброшенный город.
В автобусе сосед по сидению спросил, куда я еду и зачем. Я сказал, что фотографировать природу и следующие полтора часа весь автобус смотрел на меня и бурно что-то обсуждал на абхазском. Если вы едете на автобусе, то советую выйти на конечной остановке, а оттуда уже спускаться обратно к выезду из города.
ЖД вокзал г. Ткуарчал смахивает на джунгли. Внутрь заходить не стал, говорят там много змей. Координаты: 42.844337, 41.673755
@kiorsergey ЖД вокзал г. Ткуарчал
Во время войны 1992-1993 город пережил тяжелейшую блокаду, продолжавшуюся 413 дней.
@kiorsergey г. Ткуарчал
Ткуарчал называют городом-призраком, но это не так. Город живет своей жизнью, местные никуда не уезжают, а потихоньку все восстанавливают.
Заброшенная ГРЭС рядом с вокзалом.
@kiorsergey ГРЭС г. Ткуарчал
В городе практически нет целых строений.
@kiorsergey г. Ткуарчал
Повсюду брошенные автомобили.
А вокруг потрясающая природа. Небо хмурится, время близится к закату. Чтобы не ждать автобус я решил уехать автостопом, с этим в Абхазии проблем нет.
@kiorsergey
На обратном пути из Ткуарчала наткнулся на еще одно интересное место — то ли гейзер, то ли сероводородный источник, рядом с селом Кандыг. Находится недалеко от въезда в город Очамчира. Кстати, в Очамчире заброшенный парк атракционов, в который я не успел попасть. Если кто был, то напишите в комментах свои впечатления.
@kiorsergey Сероводородный источник
На викимапии сказано, что радиационный фон здесь в 30 раз превышает норму, так что долго находиться у этого источника я бы не советовал. Координаты: 42.761848, 41.452642
Новый Афон
Вот такой закат на фоне горящих полей. Уже ночью я доехал до Нового Афона, где и остановился.
@kiorsergey Закат
Новый Афон оказался последним пунктом моего путешествия. Город известен своим монастырем, парками, пляжами и пещерами.
Можно прогуляться к остаткам Анакопийской крепости (находится тут: 43.094568, 40.807999)
@kiorsergey Анакопийская крепость
Либо просто пройтись вдоль реки.
@kiorsergey
Эта поездка заняла 5 дней. Но все желаемое увидеть так и не удалось, например, на озеро Рица я не попал из-за того, что дорогу завалило снегом. Придется ехать туда в следующий раз. Так что, думаю, это не последний мой отчет об этой республике.
Инстаграм автора: instagram.com/kiorsergey
Рекомендую заглянуть:
©Sergey Kior. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Вы можете оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Сухумский вокзал подает сигнал SOS
1 декабря 1951 года в Сухуме торжественно открылось здание железнодорожного вокзала. Красивое, белое, с высоким шпилем, оно стало в те годы гордостью сухумцев.
Одно из моих юношеских воспоминаний. Когда был подростком, добираясь домой, из школы, расположенной в центре города, порой сходил с троллейбуса и минут 15-20 слонялся по этому вокзалу, забитому, особенно осенью, пассажирами, а потом ехал дальше еще три остановки на троллейбусе. Зачем мне нужна была эта «остановка»? Ощутить на лице «ветер дальних странствий», почувствовать на минуту некое преимущество перед сотнями людей с чемоданами и баулами, поскольку я свободен от всех этих дорожных суеты и тягот? Даже самому мне сегодняшнему не так просто понять себя тогдашнего, 16-летноего. Но отчетливо помню, что слышал о подобных людях, которых в отдельные периоды их жизни тянуло в суету железнодорожных вокзалов в их городах.
Сухумский вокзал подает сигнал SOS
No media source currently available
Сейчас та картинка сухумского вокзала вспоминается с ностальгией. Давно уже у нас стала расхожей фраза о том, что 14 августа 1992 года разделило жизнь в Абхазии на «до» и «после». Так вот, один из самых-самых наглядных примеров этого – Сухумский вокзал. Из 66 лет его истории чуть более половины – это полноценная круглосуточно неутихающая жизнь провинциального железнодорожного узла, а затем чуть менее половины – «мерзость запустения» и медленное превращение в руины.
Как известно, первыми после военных катаклизмов начинают возрождаться объекты, имеющие функциональную нагрузку. Сухумский вокзал – это нечто промежуточное. После окончания грузино-абхазской войны от него ходили электрички до Сочи, и вагоны их заполнялись – как наиболее дешевый вид междугороднего пассажирского транспорта. Но затем постепенно пассажиры стали все больше предпочитать более быстрые маршрутки и автобусы. Однако летом 2004 года впервые после окончания войны пошел пассажирский поезд «Сухум – Москва». Тогда же была приведена в мало-мальский порядок, покрашена фасадная часть вокзала, выходящая на привокзальную площадь. В настоящее время Сухумский вокзал принимает зимой поезд из Москвы раз в четыре дня, летом – по два состава в день из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и Воронежа. Но и во время «пиковых» курортных нагрузок количество пассажиров, собирающихся на перроне перед отправлением поездов, по сравнению с советскими временами мизерное, и они абсолютно спокойно обходятся без переполненных когда-то залов ожидания. А единственное отремонтированное небольшое помещение в восточной части вокзала успешно справляется с функцией продажи билетов.
Вот так и тянулась в последние годы жизнь Сухумского вокзала, пока внимание общественности не оказалось на днях привлечено к ней интервью, которое дал в СМИ заместитель гендиректора РУП (республиканского унитарного предприятия) «Абхазская железная дорога» Игорь Маргания. Привлекал уже броский и категоричный заголовок – «Замглавы АЖД: надежды на восстановление Сухумского вокзала нет».
Надежда, сказал в интервью Маргания, умирает последней, но я ее не вижу, вокзал находится в удручающем состоянии, и никаких перспектив, к сожалению, не видно. Чтобы восстановить вокзал, необходимы капитальные вложения, Абхазская железная дорога не обладает такими средствами, а тем временем состояние здания все ухудшается. Кровля здания отсутствует, что приводит к постепенному разрушению стен вокзала, все стены намокают. Они обшиты известняком, добытым в свое время в карьере села Яштхуа, это легкий известняк, поэтому он подвержен разрушению.
В общем-то Маргания отразил реальную картину. А его пессимистичный взгляд на будущее можно объяснить желанием привлечь к бедственному положению вокзала внимание власти. Но гнев интернет-комментаторов публикации обрушился прежде всего именно на него: «Позорное заявление!»; «Гнать такого чинушу надо за такие заявления! Уроды моральные, шифер хоть купите, накройте вокзал, чтоб дальше не разрушался, продайте один лексус, суки!»; «В цивилизованной европейской стране за такие заявления чиновник на следующий день был бы уволен, а надзорные органы начали проверку денежных средств, которые почему-то отсутствуют на столь важный проект».
Кто-то выразил и недоумение: зачем, мол, ему понадобилось «вылезать» со своим интервью? Но этот форумчанин, на мой взгляд, проявил часто встречающееся непонимание причинно-следственной связи при появлении подобных публикаций. Я же сразу представил себе, как все было: 1 декабря – дата ввода вокзала в эксплуатацию, в СМИ обратили на нее внимание и решили выяснить, как обстоят дела с восстановлением вокзала. И «попался» Игорь Маргания…
Предположение мое подтвердилось сегодня при посещении РУП «Абхазская железная дорога», расположенного через дорогу (чуть наискосок) от вокзала. Правда, ни Маргания, ни гендиректора АЖД Вартагава, который несколько месяцев назад сменил своего многолетнего предшественника Гурама Губаза, я на месте не застал и разговаривал с первым замом гендиректора Мироном Агрба. Тот объяснил:
«Да, действительно АЖД не располагает на сегодня средствами, чтобы восстановить здание вокзала. В какую сумму это обойдется, сказать не могу, надо делать проектно-сметную документацию. Но и заказывать ее – это тоже тратить немалые деньги, а у нас нет никаких гарантий, что проект в ближайшие годы окажется востребованным. Что касается консервации здания для защиты от осадков, то мы установили козырьки, а кровлю в целом сделать сами не можем – опять же из-за отсутствия на это средств».
Мне вспомнилось, что пару лет назад два стоящих напротив моего дома и пустующих трехэтажных здания довоенных общежитий покрыли металлической кровлей, и теперь они стоят, не подвергаясь дальнейшему разрушению от осадков. Понятно, что затраты на консервацию этих кирпичных коробок и здания вокзала несравнимы. Но, с другой стороны, понадобится ли в будущем восстанавливать эти коробки или на их месте появятся что-то иное – большой вопрос, здание же Сухумского вокзала терять очень жалко.
Да, сегодня оно «полуфункциональное», но надо смотреть и в будущее. Кроме того, для множества туристов именно с него начинается столица Абхазии. Помню, как несколько лет назад некий сочинский фотограф выложил в Сеть ужасные снимки «внутренностей» Сухумского вокзала; было очень обидно и стыдно.
Среди интернет-комментариев упомянутого интервью особое внимание привлек следующий: «Мы все помним, и в прессе писалось, что инвестор хотел за свой счет восстановить вокзал Сухума, даже мусор вывезли какой-то, и что? Как всегда, ЖАДНОСТЬ, ТУПОСТЬ И ЗАВИСТЬ овладели местными чиновниками, и по итогу ничего не получилось. С него потребовали откаты, при этом не давая ему хоть что-то там потом иметь после завершения работ. Моральные негодяи – те, кто помешал ремонту «лица» нашей столицы. Люди, сами подумайте, что видят первым те, кто приезжает на поезде? Это разбитый, превратившийся в туалет наш вокзал ЖД. А потом мы возмущаемся комментариями гостей, что в Абхазии нечего не делают, все ленивые».
Поскольку в комментарии нет никаких имен и дат, трудно проверить, был ли действительно такой потенциальный инвестор. Мне что-то смутно припоминается, но тут важны детали, и необходимо было бы прежде всего выслушать «другую сторону». А как ее выслушать, если неизвестно, о каких чиновниках идет речь. Мирон Агрба сказал мне, что о таком эпизоде ничего не слышал. Он, правда, в руководстве АЖД недавно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
«Сухум. От вокзала по набережной Диоскуров к набережной Махаджиров.»
Сухум — столица Абхазии. На грузинский манер — Сухуми, по-абхазски — Акуа. Расположен в центральной части страны, в 107 км от границы с Россией. Название Сухум унаследовано от турецкого названия Сухум-Кале (кале — крепость). В 1578 году турки захватили город и почти 300 лет владели этой землей.
На первом фото железнодорожный вокзал 1951 года постройки. После войны 1992-1993 годов движение по станции Сухум было полностью прекращено. Пять лет назад силами России произведены восстановительные работы. Железная дорога снова заработала, но старый вокзал не функционирует.
Рядом с вокзалом здание бывшей автостанции. В городе вообще много полуразрушенных зданий и жилых домов с пулевыми отверстиями.
Центр вселенной — рынок. Все маршрутки идут туда, все ориентиры указывают на него, жизнь крутится вокруг него!
Пляж в полном упадке. По линии моря разбросаны какие-то ржавые баркасы и по всей длине рассредоточены остовы пирсов. Над деревьями возвышается заброшенное колесо обозрения. Впечатление как-то не способствует расслаблению и отдыху. Хотя не спорю, что через несколько дней взгляд несколько замыливается и многого уже не замечаешь. На фотографиях можно видеть людей, которых все это не напрягает, все наслаждаются морем и солнцем.
Нереально белоснежный памятник установлен на месте захоронения останков Советских воинов — защитников Кавказа от фашистских захватчиков в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Поклонись их памяти! — написано на постаменте.
Мы двигается от набережной Диоскуров к набережной Махаджиров. История такая: более 2500 лет назад греческие купцы из города Милета основали город, назвав его Диоскуриада в честь братьев Диоскуров — богов-покровителей и защитников всех путешествующих. История Диоскуриады (или Диоскурии) длилась почти 500 лет. Но на рубеже нашей эры в результате изменения береговой линии города не стало.
Теперь про махаджиров. Махаджирство (мухаджирство) — это массовое насильственное выселение царским правительством абхазов в Османскую империю (Турцию), дело было в XIX веке. Слово арабское, буквально означает «переселенцы».
Порт похож на гигантский корабль. Тоже в полузаброшенном состоянии догнивает. Но есть «луч света в темном царстве» — это так называемая Брехаловка — место встреч на набережной! Здесь жители Сухума собираются, чтобы поиграть в шахматы и нарды или просто поболтать. Здесь в тени деревьев проходит степенный отдых сухумчан. Рядом на набережной стоит вот такая прелестная колоннада. Беленькая, отреставрированная. Снимала со стороны улицы Леона.
Абхазский Сухум
1) Это железнодорожный вокзал 1951 года постройки. После войны 1992-1993 годов движение по станции Сухум было полностью прекращено.
2) Пять лет назад силами России произведены восстановительные работы, неподалеку до сих пор стоят станки для деревообработки. Железная дорога снова заработала, но старый вокзал не функционирует.
3) Здесь останавливаются маршрутки из Гагры, Пицунды и Нового Афона. И вот оно, первое впечатление.Интересно, тут продаются туры в Домбай?
5) Рядом с вокзалом остов бывшей автостанции.
6) Пулевые отверстия.
7) Яркая мозаика и заброшенное здание, зияющее проемами окон.
8) А это раньше было балконом.
9) Печальным памятником прошедшей войны является сгоревшее здание бывшего Дома правительства.
10) В 1960-е гг. здесь было построено грандиозное здание Дома правительства, сожженное во время боёв при освобождении Сухума в конце сентября 1993 г.
11) Этот дом стоит на улице, которая ведет в сторону рынка и моря. То есть с улицы Эшба направо.
12) Как это похоже на Абхазию, свой угол разгребли, а вокруг хоть трава не расти..
13) Центр вселенной. Все маршрутки идут туда, все ориентиры указывают на него, жизнь крутится вокруг рынка!
14) Набережная. Дааа…Это конечно не Красная Поляна в Сочи
15) Недействующее колесо обозрения.
16) Здесь захоронены останки Советских воинов — защитников Кавказа от фашистских захватчиков в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Поклонись их памяти! — написано на постаменте.
17) Продолжаем движение по набережной Диоскуров к набережной Махаджиров. Прямо на пляже лежит мертвый баркас.
18) Людей эта штуковина не напрягает, все наслаждаются морем и солнцем.
23) Это то, что осталось от древнего города Диоскуриады. А везде пишут «крепость» ? В некоторых источниках правда упоминаются «развалины крепости», но это уже не развалины, просто груда камней. Вообще история такая: первые поселения на территории нынешнего Сухума появились еще в каменном веке, около 300 тысяч лет назад. Более 2500 лет назад греческие купцы из города Милета основали город, назвав его Диоскуриада в честь братьев Диоскуров — богов-покровителей и защитников всех путешествующих. История Диоскуриады (или Диоскурии) длилась почти 500 лет. Но на рубеже нашей эры в результате изменения береговой линии города не стало.
24) Порт. Похож на гигантский корабль.
25) Машина наблюдателей ООН. И заметьте какие беленькие колонны. В этой части набережная отремонтирована и выглядит чистенько и свежо.
26) Это уже набережная Махаджиров.
27) Сухумское морское пароходство. Здание 1928 года. Уцелело.
28) Кафе «Бригантина». Рядом автосервис, где происходит установка ксенона.
29) Яхт-клуб «Амра».
31) Где то в той стороне есть крепость.
Источник: Блог о городах и странах
Абхазская железная дорога (железнодорожное путешествие)
Проекты создания магистральной железной дороги, пролегающей вдоль Черноморского побережья Кавказа, обсуждались ещё в ХIX веке. В годы Первой Мировой войны началось строительство головного участка этой магистрали, названной Черноморской железной дорогой (от Туапсе до Сочи). Тогда казалось, что совсем скоро наступит тот момент, который изменит жизнь Южного Кавказа — будет создана транзитная магистраль через Абхазию, а существующий «кружной» путь на Тбилиси через Баку уйдёт в историю.
Но революция и гражданская война не позволили осуществить этот план. Лишь в 1923 году было открыто движение до Сочи, а в 1927 году был введён в эксплуатацию участок Сочи — Адлер.
Спустя некоторое время строительство было продолжено. В начале 1930-х годов магистральная железная дорога пришла на территорию Абхазии. В 1940 году был открыт участок от станции Ингури (Ингири) до Сухуми, с ветвью Очамчира — Квезани (позднее Ткварчели, ныне Ткуарчал).
В 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году, и вошла в состав Закавказской железной дороги.
Стоит заметить, что реализация проекта транзитной магистрали в Закавказье «тормозилась» два десятилетия! Причины такого промедления объяснить трудно. Возможно, виной тому было противодействие правителей страны, в том числе и самого И. В. Сталина, опасавшегося, что появление надёжной и удобной транспортной связи приведёт к ускорению процесса русификации Грузии.
В первой половине 1950-х годов происходило строительство капитальных вокзальных зданий на станциях Черноморской железной дороги, в том числе и на территории Абхазии. По замыслу советского руководства, вокзалы во всех «всесоюзных зонах отдыха» должны были стать лучшими в стране. Многие из построенных тогда вокзалов оказались действительно прекрасными, и даже после бомбёжек и пожаров поражают своим великолепием.
Во время войны железнодорожное полотно было сильно повреждено, однако после было частично восстановлено и стало использоваться для перевозки войск российского миротворческого контингента. Было открыто движение пригородных поездов из Сухума до Псоу, Очамчыры и Ткуарчала. В связи с нехваткой средств железная дорога находилась в аварийном состоянии и постепенно разрушалась.
В 2004 году силами РЖД был произведён капитальный ремонт участка пути Псоу — Сухум, и 10 сентября 2004 года открыто движение беспересадочных вагонов по маршруту Москва — Сухум.
Общая протяженность железной дороги — 221 км, из которых в настоящее время функционирует лишь 100 — км участок от Адлера до Сухума. На всем протяжении поездка сопровождается металлическим скрежетом из — за низкой прокатаности железнодорожного полотна.
Вокзалы на всех станциях заброшены. Лишь в на трех станциях были частично проведены восстановительные работы — отремонтированы и открыты кассы ( Цандрыпше, Гагре, Гудауте и Сухуме)
Первая остановка — Цандрыпш .
Немногочисленных отдыхающих встречают местные таксисты.
К Гаграм я еще вернусь в одном следующих обзоров, а поездка продолжается.
Моя фото — позиция.
Заброшенная пригородная платформа.
В настоящее время пассажирское движение по Абхазии представлено тремя пассажирским поездами № 305/306 Москва — Сухум и сезонными Сухум — Санкт-Петербург и Сухум — Белгород. Также до ноября 2012 года между Гагрой и Адлером трижды в сутки курсировал электропоезд формирования Северо-Кавказской ППК.
Участок Ткуарчал — Очамчыра также используется, но только для грузового сообщения. Осуществляется доставка угля из Ткуарчала в порт Очамчиры. Затем уголь переправляют по морю в Турцию.
Мост через реку Бзыпь.
Укрепленный участок с навесом — защита от камнепада.
Хотя участок до Сухума электрифицирован, мой поезд почему- то ехал на дизельной тяге. При проезде тоннелей ощущается запах гари.
Тоннелей по ходу поездки очень много — я насчитал больше десятка. Строил их, кстати, никто иной, как всем известный метрострой.
Мост через реку Мчишту.
Внезапно на очередном разветвлении появляется грузовой состав с военной техникой и Российскими солдатами — миротворцами.
Ребята передают привет.
Делаем остановку на станции Гудаута.
Платформа почти необитаема.
Летнее море так и манит поскорее окунуться.
Мост через реку Аапсту.
Заброшенная безымянная платформа.
Участок ж/д у самого берега моря.
Мост через Сухумское шоссе.
Выезжаем в очередной тоннель (№14).
Этот оказался особенно длинным, его протяженность составляет 1 км.
Зимой мы с друзьями устроили здесь небольшую фотосессию 🙂
Выезжаем на самую необычную станцию Абхазской ж/д — Псырцху, буквально втиснутую между двумя гор. Протяженность платформы — всего 180 метров.
Поезд делает здесь небольшую 2-хминутную передышку и затем снова отправляется в путь. Ныряем в очередной тоннель (№16). Этот оказался еще длиннее предыдущего — 1,6 км!\
Подъезжаем к очередной крупной станции.
На оживленной платформе встречают вновь прибывших отдыхающих.
Станция Новый Афон.
Мое фото — путешествие из тамбура последнего вагона близится к завершению.
Следующая станция — Сухум. Пора собирать вещи 🙂
Некогда шикарные даже после пожара смотрятся величественно.
Над боковыми секциями крыша полностью отсутсвует.
На путях покрываются ржавчиной старые вагончики.
И даже ржавые паровозы!
Рядом с основным зданием вокзала восстановили небольшой корпус с залом ожидания и кассами.
На этом все. В следующем обзоре мы познакомимся ближе с Сухумом, посмотрим на город с крыш высотных домов и посетим парочку атмосферных брошечек.
Смотрите также другие обзоры из Абхазии:
Летний трип
3) Большая и Малая Рица
4) Гагра. Часть 1: высотки, тц «Жоэквара», ж/д станции Гагара и Абаата