Алаверды: что это значит на русском
Туристы, посещающие кавказские республики, прежде всего Грузию, часто слышат слово «алаверды» во время застолий. Не каждый путешественник точно ответит на вопрос о значении этого существительного или междометия — часть речи зависит от языка: русского, грузинского или какого-либо другого.
Значение слова «алаверды»
Этимологический разбор слова поможет лучше понять его первоначальное значение. «Алаверды» (alaverdi) происходит от двух арабских корней: allah и ver. Первое слово переводится как «бог», второе — «давать». Verdi — прошедшее время от неопределенной формы глагола ver — в русском языке имеет значение «дал».
Поэтому «алаверды» можно перевести как «бог дал». В грузинском языке слово (или междометие) произносится с ударением на предпоследнем слоге. При этом в конце alaverdi звучит гласная «и», а не «ы», как в русском.
Грузинское «алаверды»: что это значит?
Как утверждают лингвисты, «алаверды» впервые появилось в Кахетии — исторической области Грузии. Слово постепенно распространилось по всей стране и вышло за ее пределы. «Алаверды» можно услышать во время застолий в других кавказских республиках, России и даже в Европе.
У каждого народа это красивое слово имеет свое значение и трактование. В республиках Кавказа «алаверды» чаще всего звучит, когда хотят произнести тост во время застолья. Обращение к собравшимся можно трактовать примерно, как «прошу слова или внимания». Другое объяснение — желание взять слово после говорящего. Участник застолья хочет дополнить прозвучавший тост. Примерно такое же значение имеет «алаверды» в некоторых европейских странах.
В России грузинское слово звучит в тот момент, когда присутствующие устали от долгого или скучного тоста. Находчивый участник застолья произносит «алаверды», призывая говорящего остановиться. В этом случае слово близко по значению к таким выражениям, как «довольно», «хватит», «заканчивай», «закругляйся».
Подобный тип поведения противоречит грузинским традициям, согласно которым запрещено перебивать человека, произносящего тост. В республике застолье проводится совсем иначе. В грузинском языке «алаверды» ближе по значению к фразам: «благословляю на слово», «передаю право на тост» и подобным.
В разговорной речи, особенно в России, распространились другие случаи употребления «алаверды». Словари русского языка определяют часть речи слова как междометие. «Алаверды» часто употребляется в значениях: ответный подарок или тост, любое действие как благодарность за услугу.
Традиции грузинского застолья
Туристы, часто посещающие республику, хорошо разбираются в местных обычаях. Особенно большой интерес у путешественников вызывают традиции, связанные с грузинским застольем. Для начала важно понять, кто участвует в трапезе и какую выполняет роль:
- гости — большинство участников застолья; мужчины выпивают вино, угощаются вкусными блюдами, слушают речи;
- тамада — распорядитель застолья; именно он произносит тосты, передает слово другим участникам мероприятия, произнося «алаверды»;
- мерикифе — помощник тамады, главная задача которого своевременно наливать вино в опустошенные сосуды;
- участники больших застолий: танцоры, чтецы стихов, певцы.
Мероприятие требует соблюдения определенных традиций, существующих на протяжении многих столетий. Одно из главных правил — не перебивать тамаду или другого участника застолья, произносящего тост. Церемония «алаверды», представляющая собой передачу тоста, состоит из нескольких этапов:
- тамада наполняет сосуд вином;
- как глава трапезы он поизносит церемониальную речь;
- тамада просит дополнить тост одного из присутствующих;
- мерикифе заботится о том, чтобы сосуды были наполнены;
- участник трапезы, кому передан «алаверды», ждет, пока тамада выпьет вино;
- после этого тот, кто получил право на тост, дополняет красивыми фразами церемониальную речь тамады и выпивает вино.
Трапеза продолжается. Все участники застолья выпивают вино из своих сосудов. После этого церемония может повториться. «Алаверды» имеет непосредственное отношение к раннехристианским традициям, когда монахи или обычные верующие питались за общим столом, делились вином, хлебом и другой пищей. Каждая трапеза сопровождалась выражением благодарности богу.
Монастырь Алаверди
В 20 км к северо-западу от Телави — столицы Кахетии — и в 112 км (по автомобильной дороге) от Тбилиси в живописной местности находится старинная обитель, название которой совпадает по звучанию со словом «алаверды». Монастырь был основан в VI столетии. Сооружение представляло собой небольшой скит.
В начале XI столетия по инициативе Квирике III — кахетинского царя — был воздвигнут каменный монастырь. За долгие годы существования обитель подвергалась нападкам врагов, восстанавливалась и расширялась. В 1530 г. сооружение пострадало от сильного землетрясения.
Не менее сложной была судьба обители после присоединения Грузии к России в начале XIX столетия, а также в период большевистского правления. В 1929 г. представители советской власти закрыли монастырь. Восстановление обители началось лишь в 1990-е гг. Сейчас Алаверди — крупный монастырский комплекс, включающий несколько сооружений:
- собор Святого Георгия;
- колокольню;
- трапезную;
- винодельню;
- епископский дворец;
- баню;
- хозяйственные постройки;
- музей винограда, где выращивают свыше 500 разновидностей растения.
Высота здания собора — почти 50 м. Стены внутреннего зала украшают новая роспись и старинные фрески, относящиеся к XV столетию. Здесь же находится могила монаха Алаверди, которому приписывают основание монастыря. Высота внутреннего зала — 42 м.
На территории обители хранится старинный квеври. Большой сосуд без ручек, имеющий форму амфоры, предназначался для изготовления вина. Квеври был успешно собран монахами из сохранившихся обломков. В настоящее время Алаверди — действующий мужской монастырь.
По легенде, именно в обители зародилась традиция произносить знаменитое теперь слово во время трапезы. Монахи желали другому участнику застолья: «храни тебя алаверди» или «алеверди с тобой». Традиция вышла за стены обители и распространилась по территории Кахетии и Грузии. Связь с монастырем постепенно забылась.
Современные туристы могут посетить обитель самостоятельно, добравшись до цели по автомобильным дорогам. Путешественники приезжают в монастырский комплекс в любой сезон. Однако наиболее подходящий период — вторая половина весны, летние месяцы и сентябрь.